Социологи из Левада-центра подсчитали, как изменилось количество книгочеев за последние 20 лет (в %) в своем исследовании "Электронное и бумажное чтение в России". Мои слова нормальным шрифтом, куски из исследования - курсивом.
Главная проблема, которая была выявленна в ходе исследования — кризис коммуникаций. Появление "человека нечитающего" отражает его выпадение из системы общения, общности людей. "Левада-центра" привел печальную статистику:
- с 1990 года по настоящее время доля людей, "никогда или почти никогда" не читающих книги, выросла в три (!) раза — с 19% до 49%. Причем с журнальным чтением дело обстоит еще хуже, а чтение газет стало избирательным: люди интересуются в основном лишь местной прессой.
- Активные читатели журналов составляют вообще лишь 5% в общей массе населения, а доля тех, кто более или менее регулярно обращаются к журналам, из года в год снижается.
- Выяснилось, что в 2010 году по сравнению с 2009 доля респондентов, читающих книги (художественную литературу) ежедневно или почти ежедневно, снизилась с 13% до 10%. В аналогичной пропорции сократилась и доля опрошенных, читающих книги хотя бы раз в неделю. Доля же тех, кто никогда или практически никогда не читает книги, выросла с 34% до 45%.
- 58% покупают книги, которые хотят прочесть, в книжных магазинах, 49% берут у друзей, 25% скачивают из Интернета. 62% респондентов заявили, что не покупают книги (9% – покупают раз в год или реже), 38% собирали домашнюю библиотеку и продолжают этим заниматься, у 44% в домашних собраниях "нет книг или до ста книг".
У меня, кстати, дома уже 5 книжных шкафов, набитых книгами за 15 лет. Из них полшкафа художественная литература и фантастика, а все остальное SMART-книги. :)
Выбор книг для чтения по-прежнему во многом зависит от того, что именуется "сарафанное радио":
- для 51% респондентов особенно важны рекомендации друзей и знакомых (поэтому хотите продвинуть книгу - работайте с блогерами (хоть их назвали только 3%, но блогеры могут влиять на близких и знакомых), журналами (где есть книжный обзор и нормальная ЦА) и интернет-магазинами),
- для 20% — коллег и соучеников,
- для 13% — родителей (старших),
- для 12% — детей,
- для 8% — учителей и преподавателей.
Обсуждают прочитанное с друзьями 44% участников опроса, с супругами — 30%, с детьми и коллегами — по 18%, с родителями — 10%, а 28% не обсуждают ни с кем.
Судя по опросу, книжные магазины остаются главным источников приобретения нужных изданий:
- 58% респондентов поставили этот канал на первое место.
- Еще 49% берут что-либо "почитать" у друзей,
- 39% — в своей домашней библиотеке,
- 18% — у коллег по работе (я сделал лет 5 назад корпоративную библиотеку для коллег по маркетингу, финансам, PR и т.п. - думаете читают? нет!),
- 15% — в библиотеках разных видов и типов.
- 25% просто скачивают понравившееся произведение (покупают е-книги в легальных Интернет-магазинах 6%).
Стоит отметить, что 46% выборки ежедневно или практически ежедневно пользуются Интернетом (кроме электронной почты), а среди читателей е-книг этот показатель доходит до 77%. Основными активностями во "Всемирной паутине" для большинства респондентов являются пользование электронной почтой (68%) и социальные сети (60%). Скачивание и чтение художественных текстов по частоте обращения (28%) уступает место скачиванию фильмов (48%) и музыки (47%), а также чтению новостей (34%).
Основными ресурсами, читаемыми в Интернете, остаются:
- электронные версии бумажных словарей и справочников (26%);
- Интернет-словари, не имеющие бумажных аналогов (27%);
- Интернет-версии бумажных газет (19%) и журналов (18%).
- удобство и быстроту в получении информации (77%),
- возможность ее быстрого поиска и сохранения (34%),
- нежелание накапливать "бумагу" дома (31%),
- нежелание платить за бумажную копию (25%).
Подавляющему большинству участников опроса "Левада-центра" (84%) знакомо понятие "ридер" (электронная книга (устройство для чтения текстов)), хотя читают тексты только в цифровом виде лишь 3% респондентов (вот Вам и востребованность "Ридеров", правда их потихоньку убивают планшетные компьютеры, как товар). Эти 3% "е-читатели" как раз и пользуются в основном ридерами (56%), реже — смартфонами (25%), мобильными телефонами (22%), "планшетными" и карманными ПК (по 13%). 25% читают и бумажные и электронные книги, 72% — только бумажные.
Половина опрошенных чаще всего скачивает из Интернета книги "для себя", четверть — для работы или учебы, еще четверть — и те, и другие. К удивлению исследователей, основная масса тех, кто читает е-книги (54%), делают это не где-нибудь, а дома. Читают е-книги в городском транспорте 23%, в командировке или поездке — 14%, в отпуске — 5%.
За последние полгода скачали:
- хотя бы 1—2 книги из Интернета 23% читателей е-версий,
- 3—5 книг — 26%,
- 6—10 книг — 21%,
- 11—15 книг — 6%,
- больше 15 книг — 13%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий