суббота, 10 декабря 2011 г.

Количество российских книгочеев за последние 20 лет

Социологи из Левада-центра подсчитали, как изменилось количество книгочеев за последние 20 лет (в %) в своем исследовании "Электронное и бумажное чтение в России". Мои слова нормальным шрифтом, куски из исследования - курсивом.


Главная проблема, которая была выявленна в ходе исследования — кризис коммуникаций. Появление "человека нечитающего" отражает его выпадение из системы общения, общности людей. "Левада-центра" привел печальную статистику: 
  • с 1990 года по настоящее время доля людей, "никогда или почти никогда" не читающих книги, выросла в три (!) раза — с 19% до 49%. Причем с журнальным чтением дело обстоит еще хуже, а чтение газет стало избирательным: люди интересуются в основном лишь местной прессой.
  • Активные читатели журналов составляют вообще лишь 5% в общей массе населения, а доля тех, кто более или менее регулярно обращаются к журналам, из года в год снижается.
  • Выяснилось, что в 2010 году по сравнению с 2009 доля респондентов, читающих книги (художественную литературу) ежедневно или почти ежедневно, снизилась с 13% до 10%. В аналогичной пропорции сократилась и доля опрошенных, читающих книги хотя бы раз в неделю. Доля же тех, кто никогда или практически никогда не читает книги, выросла с 34% до 45%. 
  • 58% покупают книги, которые хотят прочесть, в книжных магазинах, 49% берут у друзей, 25% скачивают из Интернета. 62% респондентов заявили, что не покупают книги (9% – покупают раз в год или реже), 38% собирали домашнюю библиотеку и продолжают этим заниматься, у 44% в домашних собраниях "нет книг или до ста книг".

У меня, кстати, дома уже 5 книжных шкафов, набитых книгами за 15 лет. Из них полшкафа художественная литература и фантастика, а все остальное SMART-книги. :)
Выбор книг для чтения по-прежнему во многом зависит от того, что именуется "сарафанное радио": 
  • для 51% респондентов особенно важны рекомендации друзей и знакомых (поэтому хотите продвинуть книгу - работайте с блогерами (хоть их назвали только 3%, но блогеры могут влиять на близких и знакомых), журналами (где есть книжный обзор и нормальная ЦА) и интернет-магазинами)
  • для 20% — коллег и соучеников, 
  • для 13% — родителей (старших), 
  • для 12% — детей, 
  • для 8% — учителей и преподавателей. 
Лишь затем стоят продавцы книжных магазинов, которым в выборе книг доверяют лишь 6% опрошенных (Поэтому работа с BTL + продажниками розничных сетей не эффективна!), а 29% не полагаются ни на кого, кроме самих себя. 

Обсуждают прочитанное с друзьями 44% участников опроса, с супругами — 30%, с детьми и коллегами — по 18%, с родителями — 10%, а 28% не обсуждают ни с кем.

Судя по опросу, книжные магазины остаются главным источников приобретения нужных изданий
  • 58% респондентов поставили этот канал на первое место
  • Еще 49% берут что-либо "почитать" у друзей, 
  • 39% — в своей домашней библиотеке, 
  • 18% — у коллег по работе (я сделал лет 5 назад корпоративную библиотеку для коллег по маркетингу, финансам, PR и т.п. - думаете читают? нет!)
  • 15% — в библиотеках разных видов и типов. 
В число самых популярных каналов приобретения книг попал и Интернет
  • 25% просто скачивают понравившееся произведение (покупают е-книги в легальных Интернет-магазинах 6%). 


При этом 85% от опрошенных взрослых людей никогда или практически никогда не бывают в библиотеках
 (поэтому презентации и книжные вечера для любителей книги в областных библиотеках подходят только для малых тиражей и микро-нишевых книг), а собственные библиотеки собирают 38% (31% оставили это занятие и столько же никогда им не интересовались).

Стоит отметить, что 46% выборки ежедневно или практически ежедневно пользуются Интернетом (кроме электронной почты), а среди читателей е-книг этот показатель доходит до 77%. Основными активностями во "Всемирной паутине" для большинства респондентов являются пользование электронной почтой (68%) и социальные сети (60%). Скачивание и чтение художественных текстов по частоте обращения (28%) уступает место скачиванию фильмов (48%) и музыки (47%), а также чтению новостей (34%)
Основными ресурсами, читаемыми в Интернете, остаются: 
  • электронные версии бумажных словарей и справочников (26%); 
  • Интернет-словари, не имеющие бумажных аналогов (27%); 
  • Интернет-версии бумажных газет (19%) и журналов (18%). 
Основными причинами обращения к информационным ресурсам в Интернете опрошенные называют: 
  • удобство и быстроту в получении информации (77%), 
  • возможность ее быстрого поиска и сохранения (34%), 
  • нежелание накапливать "бумагу" дома (31%),
  • нежелание платить за бумажную копию (25%).
Подавляющему большинству участников опроса "Левада-центра" (84%) знакомо понятие "ридер" (электронная книга (устройство для чтения текстов)), хотя читают тексты только в цифровом виде лишь 3% респондентов (вот Вам и востребованность "Ридеров", правда их потихоньку убивают планшетные компьютеры, как товар). Эти 3% "е-читатели" как раз и пользуются в основном ридерами (56%), реже — смартфонами (25%), мобильными телефонами (22%), "планшетными" и карманными ПК (по 13%). 25% читают и бумажные и электронные книги, 72% — только бумажные. 

Половина опрошенных чаще всего скачивает из Интернета книги "для себя", четверть — для работы или учебы, еще четверть — и те, и другие. К удивлению исследователей, основная масса тех, кто читает е-книги (54%), делают это не где-нибудь, а дома. Читают е-книги в городском транспорте 23%, в командировке или поездке — 14%, в отпуске — 5%.
За последние полгода скачали: 
  • хотя бы 1—2 книги из Интернета 23% читателей е-версий, 
  • 3—5 книг — 26%, 
  • 6—10 книг — 21%, 
  • 11—15 книг — 6%, 
  • больше 15 книг — 13%. 
Почти 4/5 (79%) признались в любви к "халяве": они скачивают тексты только бесплатно. 18% заявили, что, как правило, скачивают е-книги бесплатно, но если не находят их, то покупают в Интернет-магазинах (насколько можно верить этим утверждениям, остается за кадром). И лишь 0,4% согласились с утверждением, что, как правило, покупают е-книги за деньги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий