Один из моих читателей попросил разъяснить ему принцип работы и просто поделится своим мнением о потребительских передачах на федеральных каналах. В данных ТВ-проектах идет:
- сравнение различных продуктов;
- тестирование в лабораториях на соответствие стандартам;
- разъяснение правил торговли и прав потребителей;
- репортажи о мошеннических схемах и обманах;
- демонстрация правильных и неправильных ролевых моделей покупателя;
- и т.п.
Передач таких много и у них разные названия. Перечислю некоторые: "Контрольная закупка", "Среда обитания", "Жить Как Хозяин" ("ЖКХ"), "Жадность", "Жить здорово!", "Экстренный вызов", "Территория безопасности", "Что Делать?", "О самом главном" и т.д.
Редактора программ и журналисты ищут на различных форумах "жертв" плохого сервиса, продуктов и "ужасного маркетинга". Формально данные передачи можно разделить на три группы:
- Передачи о товарах (тут либо сравнение, либо продвижение);
- Передачи о "происшествиях";
- Передачи "шоу о том каким быть потребителем" (шоу с актерами).
Все эти передачи объединяет тема "правильного образа жизни" и эксплуатация "страха потребителя". Причем "страх" доминирует практически во всех передачах, за исключением "ЖКХ" и "Жить здорово!".
Первая передача это вариант шоу "Суд идет", когда разыгрываются различные ситуации с "актерами" или реальными обывателями, но ситуации все "творческие". Я уже рассказывал, как мой знакомый московский психолог выступал на таких передачах, то в образе "художника", то "отца девушки". Реализовывал свое желание попасть под софиты и небольшие деньги за выступление давали.
Вторая передача Малышевой это "мекка" для маркетологов фармакологической отрасли. Стоит Малышевой за "очень толстый конверт" посоветовать лекарство с экрана телевизора, как планы продаж перевыполняются и идет активный рост узнаваемости продукции. Причем, как мне рассказывали маркетологи-фармацевты из Bayer - два транша: один официально за передачу, а второй лично ведущему. На данный момент любая передача Малышевой является самой авторитетной передачей о здоровье в РФ и "простых сюжетов" там уже давно не было.
Давайте рассмотрим среднесуточные доли каналов с 6 по 12 августа (данные TNS):
Я также, как и Вы удивлен, но "трешевый канал" НТВ с их "расчлененкой" лидирует по доли аудитории в нашей стране! Представляете насколько "страх" и "отвращение" будоражащие эмоции для телезрителя?
А это рейтинг "развлекательных программ" на ТВ. "Пусть говорят!" и "Поле чудес" самые популярные среди "развлекательных программ" (так и хочется прослезится).
А вот рейтинг "гуманитарных". Лидеры "Развод по-русски. Звезду на нары!" и "И снова здравствуйте!".
Причем, что интересно - если у разных каналов есть различные потребительские передачи, как медицинского так и FMCG толка, то у НТВ это только "происшествия", строительство и ремонт, и эксплуатация "страха".
Скорее всего другие каналы вынуждены создавать разные передачи потребительских расследований, но с целью повышения рейтинга и размещения рекламы во время "пауз". Идти по стопам НТВ они себе позволить не могут, отсюда и рост "зонтичных тв-брендов". А вот сами передачи такого же стиля - "мы все умрем".
Вот цитаты из описание серий передач "Среда обитания" по Первому каналу:
45 тысяч долларов – столько среднестатистическая женщина тратит на косметику за свою жизнь. Мы уверены: чем дороже средство, тем лучше. Но это далеко не так. В дорогих помадах может содержаться токсичный свинец. Тональные крем и пудра закупоривают поры, а некоторые дезодоранты устраняют не только запах, но и здоровье.вокруг нас живут невидимые враги. Обычная стрижка в парикмахерской, купание в бассейне, поход в солярий могут закончиться большими проблемами для здоровья. Сделать прививку от гриппа и не заболеть гриппом, поплавать в бассейне и не отравиться хлором, посетить сауну или салон красоты без последствий.Мы редко задумываемся о том, что самая обычная посуда может быть опасной. Одноразовые тарелки переплавляют из использованных шприцев. Из-за сковородок с антипригарным покрытием гибнут попугаи. А сплавы, из которых делают кастрюли - содержат тяжелые металлы.Все уже знают, что колбасные продукты - это сплошная химия и лучше всего ограничить их употребление или вообще употреблять натуральное мясо, но все же, если Вы не можете обойтись без сосисок и колбасы - программа "Среда обитания" расскажет где найти колбасу из мяса и как выбрать сосиски.
Таблетки, которые действуют далеко не так, как указано в инструкции. Ампулы, которые могут убить. Поддельные лекарства. Как отличить подделку от оригинала? Где приобрести настоящее лекарство" и куда обращаться с жалобой, если вам подcунули фальшивку?
И было бы большой ошибкой считать, что россияне очень разборчивы в ТВ-программах. Давайте посмотрим данные Комкона:
Теле аудитория хочет веселья и эмоций.
Таким образом мы с Вами видим 2 типа передач для потребителей:
- Передачи для рейтинга, которые дают эмоциональную встряску своим зрителям, вводя их в состояние паники, неуверенности и страха за свой образ жизни (зато как притягательно и ждешь следующую серию с адреналином);
- Передачи для бизнеса, которые позволяют продвигать товары разных производителей.
Последних передач крайне мало и они сконцентрированы в фармакологии и строительстве/ремонте.
P.S. Я кстати уже лет 16 не смотрю отечественные каналы. 3-4% от моего просмотра спутниковых каналов занимают федеральные каналы. По мне обзоры и обсуждение на разных сайтах куда объективней чем адреналиновый впрыск бреда с голубого экрана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий