от 2 июля 2008 г.
В мире много политиков. Людей, которые говорят власти правду. Лидеров, которые выражают то, что видят, не важно, служит это их краткосрочным интересам или нет. Они говорят то, что необходимо сказать, делают то, что необходимо сделать, пока всё это служит долгосрочным интересам их избирателей. Не удивительно, что мы любим этих людей.
Юристы поклялись быть адвокатами. Это их обязанность. Они принимают чью-то сторону и защищают её. Никто не ожидает от них правды. Они лишь должны отстаивать какую-то точку зрения.
Угадайте, чья репутация выше?
Какая репутация у маркетологов? Замечали ли вы, что большинство из нас ведут себя, как юристы?
Возможно (только возможно), кому-то больше подойдет продукция ваших конкурентов, а не ваша. Или, может быть, миру не нужно то, что произвела ваша фабрика. Если вы лоббист, вам будет трудно действовать, как политик, и сохранять работу. Или, если вы представитель фармацевтической компании, или рекламный агент компании программного обеспечения.
Маркетинговая культура стала культурой юристов. Очевидно, маркетологи стали адвокатами, поклявшимися отстаивать интересы клиентов.
Подобное отношение и приводит к спаму (эй, это ведь не нарушает закон и помогает нашим клиентам!), к претензиям к качеству товаров и к уродливым побочным эффектам типа ожирения, подделок и массовых долгов. Если ваша работа заключается в том, чтобы показать продукт и обеспечить его краткосрочную реализацию, значит, вы поклялись заниматься именно всем выше описанным.
Я верю в том, что каждый, не взирая ни на что, заслуживает лучшего юриста. От этого зависит наша система правосудия, построенная на защите. Но каждый ли товар, услуга и организация заслуживают лучшего маркетолога?
Что случится, если маркетолог перестанет отстаивать интересы своей компании или организационного клиента, а вместо этого начнет говорить в защиту потребителей? Что получится, если маркетолог станет государственным деятелем?
Я задал очень практический и гипотетический вопрос.
Когда агент по продажам заявляет: «Знаете, судя по вашей ситуации, вам больше подойдет продукция наших конкурентов, вот их телефон», в реальности мы получаем позитивное обязательство и возможность долгосрочного роста. Когда рекламный агент говорит разработчикам товара нечто вроде «Мне этот дизайн не нравится, мы его продвигать не станем, так что придумайте что-нибудь получше», на самом деле вырастает доля рынка. А когда генеральный директор компании заявляет Конгрессу «Наше производство основано на химикате Х, и мы будем использовать его до тех пор, пока им пользуются наши конкуренты. Поэтому, пожалуйста, запретите его использование», тогда возникает долгосрочный путь стабильности и развития.
Юрист работает с клиентом, ожидающим от него только защиты. Судья, подзащитный и присяжные (очень было бы хорошо иметь присяжных) понимают, что юрист лишь оспаривает обвинение, но правды не говорит.
Маркетологи работают в другом мире. Поскольку маркетинг переродился из специализированного подмножества бизнеса в повсеместное явление, маркетологи сохраняют шанс на доверие людей. Но доверия заслуживают государственные деятели, а не юристы. Никто никогда не скажет: «Я доверяю ей, ведь она адвокат моих противников».
Действительно можно заметить, что часто маркетологи ориентируются на нужды компании в ущерб нуждам клиентов. Кто мы? Посредники или адвокаты? ;(
Да, Сет Годин опять попал в точку. Проблема очень концептуальная. Ведь не каждое агентство имеет смелось пойти в разрез решению клиента (даже для его же выгоды). Это скорее - исключение, если компания может выбирать с каким клиентом работать, а кому проще отказать.
ОтветитьУдалитьМы по-хорошему, ещё и не научились красиво отказывать ;-)
По опыту потребления складывается впечатление, что и продавать еще не научились! ;)
ОтветитьУдалить