вторник, 22 июля 2008 г.

Эти странные две буквы - GR

У меня куча разных визиток. Для разных сфер деятельности в которых я специализируюсь. Одна по работе, другая по консалтингу, третья по психологии/научная, а четвертая для себя (нейтральная).

Визитки разного дизайна, причем выдумываю сам. Так вот в очередной раз разглядывая свои визитки обратил внимание на большое чередование различных сокращений из 2-х букв. Вот о некоторых из них и поговорим... о двух, а не о трех заметьте буквах! ;)

GR
GR - от английского "government relations", что означает взаимодействие с государственным аппаратом (упрощенно - лоббирование). Традиционно разделяется на политический лоббизм и коммерческий лоббизм.





Чем занимаются лоббисты:

а) Комбинирование лоббирования (GR) и PR, т.е. масштабное воздействие на общественное мнение и органы власти. Особенно подробно и на живых примерах это написано в книге, которую порекомендую ниже.

б) Сотрудничество с государственными органами, торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями в целях обеспечения максимально комфортных условий для деятельности бизнеса. Лоббируют от налогов до низко-процентных заимствований у государства.

в) Антикризисный GR - это когда высокий чиновник топает нагой или грозно по телевизору машет пальцем какому-либо бизнесу. Тут подключаются лоббисты и начинают "решать вопросы". Иногда вопросы можно решить, например с "Тремя китами" (отделались испугом и дракой "гос силовых крыш"), а иногда и нет - например "Юкос". Сейчас премьер/экс-президент поругал "Мечел" и у того капитализация ухнула на 4 миллиарда $, а у всего российского рынка акций упали индексы в целом на 60 миллиардов $. Посмотрим на лобби "Мечела".

г) Целевое информационное воздействие на органы государственной власти, внедрение элементов GR в информационную политику бизнеса компании с целью формирования позитивного имиджа в бизнес-сообществе и государственных органах. Обычно это нужна когда отмыть "грязное прошлое" компании. Например зарождение бизнеса самарской корпорации "СОК" (по ФОРБСУ была в каком то ТОП-рейтинге компаний России в прошлом году) происходило в бурные времена и многие ее мажоритарии лежат в рядках со своими братьями. Компания при предыдущем губернаторе держало областной центр и 80% запчастей на АВТОВАЗе + собиралась его докупить, но не получилось и сейчас "СОК" активно распродает активы. ;) Некоторые самарские компании-лидеры в 90-х не стеснялись себя рекламировать, как чудо "саентологической науки", а теперь отбеливаются, как могут.

д) Что бы узнать все о лоббизме, настоятельно рекомендую прочитать следующий труд:


«GR. Практикум по лоббизму в России». 
Павел Толстых

Год издания: 2007
ISBN 978-5-9614-0614-6

Мой краткий отзыв про эту книгу (с другого ресурса):

Великолепная книга во всех отношениях. Во первых очень хороший и не длинный теоретический блок. Во-вторых интересная и понятная серия адаптаций под российскую действительность.

Анализ истории лоббизма современной Гос Думы РФ. Прекрасные примеры и кейсы. Книга интересна прежде всего GR-щикам (Связи с гос структурами), к коим я себя и отношу. Полезна для СМИ, которые продают свои страницы чиновникам по PR или кто пишет полит обзоры.

Наверняка полезная книга для всех тех, кто голосовал хоть раз за какого-либо депутата. Книга приоткрывает все те "ночные вещи", которые творят народные избранники средь бела дня. Однако все изложено именно с точки зрения "теории лоббизма", без каких либо эмоциональных суждений.

Книгу, которую нужно читать!


Сейчас наблюдается некий рост интереса к GR, ибо раньше он был доступен только корпорациям у которых были доступ в Кремль. Сейчас, когда гарант Конституции фактически свернул избирательную систему в нашей стране (осталось мэров назначать (якобы только областных центров, но это обыкновенная уловка)) и политический консалтинг перестал существовать, как жанр и остался в виде народного творчества. ;)

Отмена выборов губернаторов сделал GR куда более привлекательным для инвестиций, чем оплата счетов предвыборных компаний. Я сам участвовал в 5 разных компаниях и официальные затраты по ним это от 5 до 8% где-то. Остальное это "Тень".

GR начинают учить в Москве, как более узкую специальность. В России их учат в целом, но больше с бюрократическим уклоном по специальность "Государственное и муниципальное управление", специализация "государственная служба" уже с середины 90-х годов. Я был в первом выпуске данной специальности у нас в регионе и успел поработать и в Областной Думе и в Правительстве Самарской области мелким "бюрократом" по PR в виде практики (около года). Как первому набору на специальность, нам повезло и много известных местных политиков вели у нас занятия, глава аппарата Правительства области сидел на защите дипломов. Народ тогда чуть в обморок не падал. ;)

Я понял, что GR в России значит очень многое, когда вице-премьер Сысуев (бывший мэр Самары) подал в отставку из-за того, что яко бы Ельцин его не предупредил о резком смене социально-экономического курса, а он сказал по Фед-Тв, что такого точно не будет. Однако это официальная информация для тех граждан РФ, которые верят новостям по Первому канала.

Куда ушел Сысуев после отставки по собственному прошению? Директором регионального развития Альфа-банка по РФ (сейчас его в Альфе повысили маленько). А что он успел подписать в последнии дни работы в Правительстве? Безпроцентный кредит для стабилизации Альфа-банка на несколько десятков миллионов долларов (90-е года!). Вот Вам эффективный лоббизм. Такому не научат нигде!

Поэтому лоббистами становятся экс-чиновники или экс-сенаторы/депутаты. Много много связей. У нас это в "Тени", т.к. не принимаются законы о Лоббизме (читайте книгу!).

Аналогичный пример - великий демократ-саксофонист Клинтон, будучи последнии дни президентом, подписал помилование одному преступнику-смертнику, у которого в родне были мультимиллионеры. Родственники оказали большую помощь потом в финансировании фондов Клинтона. ;) Ничего личного - просто лоббизм.

Изучая лоббизм или ища лоббиста нужно понимать, что это очень дорогое удовольствие. В крупных корпорациях (у нас в основном у добывающих ресурсы) есть целые департаменты по лоббизму, но они все равно привлекают внешних специалистов. Внешние консультанты, часто специализируются на узких направлениях: экология, расходы на оборону, дорожное строительство и т.п.

Например изменение нефтепровода на 26 км от озера Байкал пролоббировало РЖД, а не как нам показывали по ТВ, что президент вдруг услышал экологов. Откуда знаю? Прочитал книгу!


2 комментария:

  1. Тут я написала про то, чем gr отличается от лоббизма

    http://alchnost.com/2008/08/gr-vs-lobby/

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Действительно интересная тема! ;) А Вы книгу читали?

    ОтветитьУдалить