Почему меня взволновал бизнес людей, которые "сидят на низкой марже"? Сейчас мои некоторые знакомые в Москве и Самаре испытывают огромные проблемы со своим бизнесом, который строился на низкой марже.
Вот несколько разных историй про низкую маржу из моей скромной практики:
У меня был клиент в середине 90-х, который имел две оптовые базы в области. Торговал в основном сигаретами, жвачкой и чаем. Я его тогда обучал пользоваться компьютером и 1С (кажется 5-й версии, если память не подводит). Парень был простым, жена, двое детей и собака + теща.
Торговля продвигалась некоторое время бойко. Он продавал с наценкой 0,2-0,7%. Однако большие объемы и удаленность от Самары позволяло ему нормально жить, до того времени, как на рынок стали заходить новые конкуренты. Главное отличие их было в том, что у них были свои базы в Самаре и они могли демпинговать на новом рынке. Конечно они смогли его выдавить из бизнеса, т.к. перенесли затраты на основные склады. ;)
Это самая и простая история из игр с низкой маржой.
Другой вид игр с маржой я встретил в конце 90-х. Тогда я столкнулся таким явлением, как Forex! Торговля на разницах в валюте на мировых площадках с "плечом от банков".
Данное чисто теоретическое увлечение привело меня к рынку торговли акций через интернет. Это сейчас таких компаний пруд пруди,а во второй половине 90-х было штук 5 на всю Москву. Из них активно продвигалась и лоббировалась в Гос Думе фирма одного самарского еврея-предпринимателя. Он был знаменит тем, что первый в городе открыл и держал с несколькими товарищами в Самаре первую кооперативную "Березку".
Потом он уехал в Мюнхен и через 5 лет вернулся в Москву развивать бизнес своей немецкой инвестиционной фирмы. Они проводили кучу бесплатных семинаров по торговле акциями через интернет. Именно с их семинаров началось развитие трейдеровского департамента банка "Солидарности". Мне повезло подрабатывать некоторое время в Москве в его немецкой компании.
Вот тогда я и застал время, когда лоббирование в Гос Думе обходилось лишь за оплату мобильников депутатов и их личных помощниц, за плазменные телевизоры и все... ;)
Смысл торговли Forex был очень прост. У Вас есть 500 долларов, банк Вам ставит плечо "1 к 100" (1 к 5, 1 к 10) и вы играете на рынке 50 000 долларов. Покупаете одну валюту и ждете ее спада курса или роста (медведи или быки), или меняете на другую по выгодному курсу (не дай бог Вам попасть в убыток, т.к. отдавать от 50 000 $ придется).
С акциями так же, только все зависит от аналитика или от Вашего чутья рынка. Хотя если у Вас есть инсайдерская информация, то это тоже помогало (в основном немцам).
Единицы из его крупных клиентов выигрывали, в основном проигрывали, но вот он постоянно выигрывал. 500-600 т.$. за квартал! Бизнес его существовал на маленькой марже. К сожалению он словил потом сердечный приступ и умер, а фирма закрыла свой офис на Тверской.
Аналитики различных инвестиционных банков и компаний обязательно изучают риск-менеджмент!
Риск-менеджмент - в широком смысле - процесс выявления и оценки рисков, а также выбор методов и инструментов управления для минимизации риска. Риск менеджмент включает:- идентификацию, анализ и оценку рисков;- превентивную разработку программы мероприятий по ликвидации последствий кризисных ситуаций;- разработку механизмов выживания;- создание системы страхования;- прогнозирование развития предприятия с учетом возможного изменения конъюнктуры и другие мероприятия.
С чем столкнулись мои знакомые бизнесмены сейчас? Что ожидаемыми всеми и "не ожидаемыми" ими риски (не было стратегии "плохого развития макро и микро факторов") - наступили. Весь их бизнес был построен на том, что курс валют/акций не рухнет и т.п.
Например некоторые торгуют техникой. Прайсы в долларах и евро. Конкуренция дикая и наценка в среднем 4%. Особенно трудно когда прыгает курс доллара и товар оплачиваешь в долларах, а цена в рублях имеет "конкурентный предел" или фиксирована по контракту.
Проблем моих знакомых, да у подобных им бизнесменов, несколько. Самая важная на мой взгляд они мало думают о послезавтра. Максимум о завтра. И практически никто не думает о "плохом завтра или послезавтра".
А ведь все очень просто - если у Вас такая зависимость от курса валют, то это большой РИСК. Простой маркетинговый анализ SLEPTE или SWOT должен показать это, но весь вопрос в том - а знают ли об этих инструментах владельцы бизнесов?
Когда успех Вашего бизнеса мало зависит от Вас и целиком принадлежит макрофакторам, то Вы должны быть готовы, что вылетите с рынка. Нужно знать свои риски и работать с ними.
Хотите удержаться? Становитесь уникальными, создавайте дополнительные конкурентные преимущества и т.п. В конце концов инвестируйте в свои знания и навыки, что бы мигрировать из отрасли в отрасль и оставаться "бизнесменом на плаву". Рынок игроков на малой марже подходит только для тех у кого большой запас прочности, грамотный и финансовый учет.
Та же злополучная "Евросеть" допрыгалась с низкой маржой и "супер-гуру" (см. Надпись на майке "гуру") до момента, когда не смогла обслуживать свой почти миллиардный долларовой долг. Высокий оборот не помог, из-за краткосрочных кредитов, высоких затрат и низкой рентабельности. Чудес не бывает!
Лично у меня нет сомнений, что бизнес-интуиция проигрывает бизнес-образованию в конкурентной среде! "Экономическая смерть" динозавров не за горами, если конечно правительство не зарегулирует российский рынок и не наступит короткая "нефтяная оттепель".
Есть такая никому не известная, в России, наука - Финансовый менеджмент. Придумали его "гребанные америкосы", аккурат после Великой депрессии. Вот эта наука и изучает такие явления как маржа, леверидж, ROI, EBITDA и прочие нам не нужные вещи.
ОтветитьУдалитьТа же проблема ликвидности и закредитованности бизнеса изучена по 100 раз. Есть коэффициенты, нормативы. Но у нас свой неповторимый путь.
Путь такой - "Нам закон не писан, у нас тихая гавань, мы росли по 20% в год 8-мь лет подряд, так и будем рости вечно и прочее"