четверг, 19 февраля 2009 г.

Особенности маркетинга на международных рынках! Пример Казахстана.

Недавно в СИДО (там в Самаре учат маркетингу по финской программе) для слушателей курса "Стратегия международного маркетинга" был проведен семинар на тему: "Как чужую рыночную среду сделать своей?"

На примере республики Казахстан, нам рассказывали и делились опытом по заходу на новый международный рынок. Приводили интересную статистику и делились различными фактами.

Общие данные о Казахстане Вы можете увидеть по этой ссылке!

Около 15,5 миллионов человек, средняя зарплата 13 т.р. и 16 % населения с высшим образованием.


Рынок маркетинга и рекламы у них достаточно "девственен" и на потребителей действует много тех инструментов, которые искушенные российские потребители научились игнорировать ,как "рекламный шум". Дополнительно весь Казахстан по количеству граждан это как одна Москва. А опыта работы с аудиторией Москвы есть много у кого.

Доклад был интересен, т.к. докладчик была одета в костюм деловой женщины из Казахстана. Это интересное сочетание офисной одежды и национальной вышивки. Жалко фотографировать было нельзя.

Вот интересные факты для маркетологов о Казахстане!

В России Вы регистрируете конструкцию для наружной рекламы у ГИБДД и в Департаменте Архитектуры, платите муниципальный налог и Вас не трогают, только соблюдайте ФЗ "О рекламе". ;)

В Казахстане все по другому. Необходимо помимо разрешения на монтаж конструкции, каждый раз получать разрешение на размещение конкретной рекламы на наосителе. Следят за этой процедурой 2 инстанции.

В первую под названием (приблизительное по памяти) "Комитет по защите культуры и языка" Вы несете минимум за месяц на специальных бланках дизайн Вашего биллборда 6 на 3 метра. Специалисты комиссии проверяют в течении долгого времени по спец словарям не исказили Вы казахстанский язык. На плакате может быть 2 языка - обязательно Казахстанский и можно русский. Казахстанский всегда должен быть больше по размеру.

Получив разрешение через месяц Вы вприпрыжку бежите во вторую инстанцию к Архитекторам, которые смотрят не портит ли Ваше изображение дизайн прилегающей территории и сам дом. ;) + 2 недели.

Если у Вас изменилась цена на плакате и нужно поменять какую либо информацию (например только числа или адрес), то все по новой.

И конечно у них потом все чиновники ездят на Крузерах последней модели. Я думаю нашему ФАСу такое счастье и не снилось. Как пожарники или санэпидемстанция в рознице, но только в рекламе было бы.

Радио. У нас бзик по времени: 15,30 и 60 секунд. Секундой больше и идет округление, а так опять же - размещайте что и когда хотите, не нарушая ФЗ "О рекламе".

В Казахстане Вы можете размещать ролик только на одном языке в эфир на выбор. Но в тот же лень должен выйти такой же ролик на другом языке. ;)

Реклама в СМИ в России. Есть деньги, то размещай что хочешь, опять же оглядываясь на закон. Кстати о региональных/федеральных СМИ я писал ранее:


В Казахстане Вы можете публиковаться только на русском языке, если СМИ изначально было зарегистрировано, как русскоязычное.


Корпоративная культура в Казахстане тесно переплетена с местными обычаями. Например пока самый самый ТОП-менегер не встанет из-за стола во время корпоратива, то все остальные не могут отлучится ни в туалет, ни покурить. Или у каждого начальника свой лимит на опоздание на корпоратив: от 40 минут до 2-х часов, и при этом нельзя начинать без них!

Еще интересней отношение к иностранным специалистам у их Миграционной службы. Она активно влияет на весь деловой климат в стране. Вам в фирме приписывают 4-х граждан Казахстана (без разницы какой национальности) и Вы должны их обучить тому чего знаете. При этом Вы постоянно пишите отчеты в их ФМС. Смысл этого действия - борьба с главным минусом "аутсорсинга". А в данном случае работу экспата (иностранного спеца (даже если он в той же корпорации что и Вы) стоит рассматривать, как аутсорсера. А Аутсорсер ничего не приносит в компанию - ни знаний и ни опыта. Он пришел, сделал работу и ушел. ;)

Кстати потом кого то из этих 4-х поставят на Ваше место.

Наслушавшись столько интересных фактов и особенностей работы на новом международном рынке, лично я стал совершенно по другому смотреть на особенности нашего рекламного поля. Не все так уж и плохо.

4 комментария:

  1. Несколько лет назад летал в Алма-Ату на выставку (компания, в которой я тогда работал, решила попробовать себя на рынке Казахстана).

    Я тогда понял одну вещь. Попасть на этот рынок сложно, но зато если уж попадешь, то надолго :-)

    В Казахстане и Средней Азии всё решают исключительно личные отношения с нужными людьми. А для того чтобы эти отношения построить, нужно много времени, много денег и много желания.

    ОтветитьУдалить
  2. Господа, нет в природе КАЗАХСТАНСКОГО языка! Есть казахский! Вы даете ссылку на википедию, так хоть потрудитесь её почитать!
    Насчет приведённых выше фактов - полностью согласен только с описанием дурацкой системы регистрации... да, это тупизм. насчет всего остального - не факт...
    З.Ы. Живу в Астане

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная статья про Корею: http://community.livejournal.com/big_money/435460.html

    ОтветитьУдалить
  4. Казахстанский язык - это еще полбеды :) ... Естественно, личные отношения - ключ к ведению успешного бизнеса. Но не только в Казахстане. В любом рекламном агентстве вам предложат за небольшую мзду все гораздо быстрее согласовать и устроить в лучшем виде. Конечно, агентство в доле, иначе у них не будет работы.

    ОтветитьУдалить