Современный российский маркетинг это большая группа людей, которых объединяет ряд разносторонних тенденций. Группа очень разнородная и бурлящая. В последние 5 лет в российском маркетинге начинают происходить важные перемены. Попытаюсь обозначить некоторые из них:
- появление специалистов с маркетинговым образованием (отечественным и иностранным);
- формирование ряда известных и часто одиозных "звезд" в маркетинге (лидеры);
- рост влияния маркетинга в крупных и средних компаниях;
- популяризация маркетинговой лексики в среде "обывательского предпринимательства" ("человеки и пароходы" стали говорить о маркетинге);
- формирование ряда узкопрофильных издательств (книжных серий), блогов и сайтов по маркетингу;
- рост количества мероприятий и конференций по маркетингу в крупном бизнесе.
Можно еще что-то добавить по идее. Фактически я обозначил достаточно позитивные тенденции, но все они сопровождаются "болезнями роста":
- образование региональных "болот" в маркетинговой среде (создание авторитарных замкнутых групп во главе с "горе-гуру-по маркетингу"),
- демпинг со стороны не профессионалов,
- высокая доля управления бизнесом по интуиции в среднем и малом бизнесе,
- отсутствие навыков инвестиций в знания у региональных специалистов,
- конкуренция за "поклонников" (поведение "звезд" маркетинга, как в шоу бизнесе,А не как в профессиональной среде),
- низкая конкуренция на региональных рынках и рост стабильности в абсолютно неэффективных компаниях (за счет работы с "откатами", гос помощи и т.п.).
Не всем нравится подобная ситуация. Многие понимают плюсы и минусы современного российского маркетинга. Но к сожалению каких либо активных действий по изменению подобной ситуации не ведется. Конечно есть масса "нью-васюков" и громких программных заявлений, а так же ожесточенная борьба между различными "союзами" и "ассоциациями" за роль "главы всея маркетинга" РФ.
Мне кажется понимание бесперспективности такого "самоварения" подтолкнуло известного российского маркетолога (он себя называет "маркетер" и прав в этом), издателя и блоггера Игоря Манна, выйти с открытым письмом на несколько интернет площадок, где сидят в основном маркетологи.
"Открытое письмо Гильдии маркетологов, Российской Ассоциации маркетинга, MarketingPeople.ru и всем маркетерам.
Как можно значительно улучшить маркетинг в России за 2010 год?Простая «пятиходовка». Вот на чем нужно сконцентрироваться.
- Определение
Давайте – наконец-то - договоримся об определении, которое устроит большинство.Повторюсь, определение маркетинга определяет сознание, сознание определяет бытие маркетинга.Сейчас кто во что горазд.Важно – определение должно быть рабочим!Довести до ВУЗов, бизнеса.
- Задачи
Давайте – наконец-то – просто и доступно объясним руководителям, что они могут ждать от маркетинга, а маркетерам то, что они должны делать.Удивительно, но это еще не сделано.Довести до ВУЗов, бизнеса.
- Система грейдов
Ввести систему грейдов, поясов, уровней, данов - см. пост «Как могут распоясаться наши маркетеры?»Это просто, но это сразу дает логику в том, что делали и будут делать маркетеры.Это стимулирует в профессиональном росте.Это дает простую систему отличий одного маркетера от другого.
- Обучение в вузах
Давайте признаем, что «во всем виновата консерватория» - в наших вузах маркетинг учат не тому, не те, не так.Самая сложная задача – но решим ее, устраним многие беды.Расписывать подробно, что нужно делать в том посте не буду.Но каждый продвинутый маркетер должен:- читать в вузах лекции,- дарить институту книги,- руководить дипломниками.
- Повышение квалификации маркетеров.
Опять же, здесь можно писать много (я уже писал о способах повышения квалификации), но, как минимум, нужно:- создать рейтинг рекомендованных книг в логике «проблема (задача) - отрасль»- создать рейтинг сайтов, блогов- создать рейтинг рекомендованных тренеров и консультантов в логике «проблема (задача) -отрасль»Как потом будет просто спрашивать на собеседованиях: «а на что вы подписаны?», «что вы читаете?», «у кого вы учились»?»…
Ау, Гильдия, Сообщество, Ассоциация!Кто возьмется?"
Что тут началось... Официальные лидеры "ассоциаций" (некоторых я знаю лично, т.к. был на их семинарах и у меня достаточно негативное впечатление от них (и это не "звездная болезнь" у меня, а просто упиваться коньячком до хихиканья, ведя при этом семинар и считать себя "главным теоретиком и т.п. всея маркетинга" не очень гуд) ) начали иронизировать, манипулировать и сводить все общение к "офф-топу".
Почему? К сожалению все по тому же принципу "Царя-горы", т.к. Игорь Манн покусился на "святое":
- "не согласовал с ними";
- "не дал стать соавторами";
- "претендует на роль лидера изменений";
- "довыпендривался со своими книжками" (а в комментах там столько видно нескрываемой злобы, особенно от ряда региональных зав кафов по маркетингу/они же члены ряда "союзов").
Можно по разному относится к издательству МИФ (лично мне кажется, что интеллектуальное качество книг ухудшилось, а возможно прошел эффект "новизны"). Можно считать Манна не правым во многих вещах, но в чем нельзя Игоря упрекнуть, так в "одиозности, самовлюбленности, гуруизме, непонимании реальности и т.д.".
Я не раз уже рассказывал об особенностях маркетинговых сообществ в той же Самаре, где очень мало здоровых и профессиональных площадок общения (в основном "пузомерки"), но я если честно не ожидал похожей ситуации на "Олимпе российского маркетинга". ;(
Лично я (простой самарский маркетер ;) ) поддерживаю Игоря Манна в его (даже!) программном заявлении, т.к. по мне лучше двигаться вперед, совершая ошибки, чем реализовывать стратегию "Царя-горы" или "Соловья-маркетолога (разбойника)".
Консерватизм подходит для развитых рынков и экономик. Для нас он станет лишь "опасностью и угрозой" в глобальном российском SWOT-анализе.
Каков бизнес, таков и маркетинг. Не хуже, не лучше. Как и везде, и в маркетинге бывают высокие профессионалы.
ОтветитьУдалитьМанн сделал бизнес из сознательного позиционирования "гуру" и "царя горы" по вашему выражению. Его право, но симпатий не вызывает (Манн сам по себе - обаяшка и симпатяшка, но гонит пиарную пургу).
Сказанное не отменяет проблем в маркетинге, только должно заставить усомниться в предложенном рецепте.
Для себя рейтинг профессионализма коллег должен иметь каждый (я думаю, он и есть). Нести в массы свет знаний - свободный выбор каждого (я уже много лет преподаю в школе, институте и MBA)...
Рецепт и врач спорный. Согласен полностью, но какие то действия в упорядочивании профессиональной среды делать нужно?
ОтветитьУдалитьМанн публичная фигура, возможно это обыкновенное "ньюс-мейкерство" (что не похоже на его обычное поведение)?
Просто в городах с более развитой коммерческой инфраструктурой есть определенная ротация, профессиональные сообщества и т.п., то в регионах... Без слез не взглянешь.
Самара, например, отнюдь не исключение. Одни "я-бренды" от "гуруизма". ;(
А конкуренции нам не хватает...
Игорь Манн молодец, что заботится об улучшении российского маркетинга в целом. Проблем, на самом деле, даже еще больше, чем указано в письме.
ОтветитьУдалитьНапример, высокий уровень безработицы среди маркетологов, снижение уровня зарплат и, как следствие, уход специалистов из профессии. Почему бы не создать профсоюз, который бы защищал права всех специалистов по маркетингу?
Или проблемы с маркетинговой этикой. Думаю, все сталкивались со спамом мобильного контента в виде смсок, который рассылается операторами связи. Или директ-мейл физическим лицам по базам данных, которых взяты из государственных служб. Сообщество маркетологов могло бы установить единые правила игры по спорным вопросам и следовать им на всей территории России.
Или такой момент. При работе с владельцами ATL-каналов зачастую приходится сталкиваться с недостоверной информацией. Например, газеты завышают тиражи, а у владельцев конструкций наружной рекламы отсутствует информация о ЦА конкретного носителя.
Например, можно организовать комплексные исследования в хотя бы крупных российских городах по основным наружным рекламным конструкциям и сделать эту информацию доступной для маркетологов. Это позволит при планировании кампаний не тыкать пальцем в небо, а делать плановые расчеты по всем маркетинговым канонам.
В общем, много актуальных практических проблем, которые касаются всех маркетологов и которые можно решить централизованно через сообщество маркетологов.
> высокая доля управления бизнесом по
ОтветитьУдалить> интуиции в среднем и малом бизнесе
Предприниматели в малом и среднем бизнесе в большинстве случаев рубят в своём рынке лучше маркетеров.
Обрати внимание - кайф от маркетинга Манн испытывать начал когда появился свой бизнес:
«…Есть маркетинг как развитие бизнеса, есть маркетинг как драйвер бизнеса, а есть маркетинг как поддержка продаж. С 1998 года до 2005-го я работал в последнем, отвечал только за продвижение – коммуникации, рекламу, PR – в большой международной компании Alcatel, у которой оборот на тот год в странах СНГ был 700 млн евро.
Много всего… но одно и то же… Ты отвечаешь только за один элемент комплекса маркетинга – за promotion. За product, price, place of sale (продукты, цены, каналы продаж) отвечают другие.
А когда мы (я, Михаил Иванов и Михаил Фербер) стартовали с издательством, я понял, что маркетинг может быть и драйвером – не в книжках, а на практике: на старте каждый из нас отвечал за все – за решения по каналам продаж, дизайн книг, их продвижение, решения по ценам… И это был такой кайф контролировать весь комплекс маркетинга! »
http://slon.ru/articles/226936/