Кусок материала из моего тренинга по управленческой борьбе! ;) Речь идет о применении возможностей тайм-менеджмента и что нам мешает жить согласно своим планам.
Непосредственно перед самими изменениями следует стадия борьбы с препятствиями. Наиболее часто препятствием для изменений служат наши страхи и малая информированность. Основным страхом любого менеджера является «страх перед групповым давлением». Мы сталкиваемся постоянно с ситуацией, в которой «группа» (компания, коллеги, друзья и т.п.) давит на нас, заставляя быть - «как все», т.к. это часть иерархической системы организации.
Некая страшная картина из мира Хаксли или Оруэлла, где «пряник» или «кнут» делают из человека шестеренку гигантского отлаженного общественного или корпоративного механизма. Отношение к тайм-менеджменту, как к механизму подчинения, не является исключением. Очень часто мы негативно относимся к любым ограничениям своего времени, процедурам планирования, пониманию ограниченности своего времени, как будто это покушение на личную свободу выбора и поведения. Так ли это?
Действительно ли тайм-менеджмент упрощает нашу жизнь или все-таки подавляет ее, лишая нас свободы? К сожалению однозначного ответа, на этот вопрос нет.
Давайте рассмотрим составляющие, которые влияют на использование тайм-менеджмента в нашей с Вами жизни. Почему ТМ связан не только с работой, но и с жизнью вне работы?
Главным преимуществом техник ТМ является эффективное (рациональное и экономичное) использование времени. Эффективно работая, Вы можете получить больше свободного времени для себя лично.
Теоретически это верно, но подобная схема не учитывает внешнего окружения и обстоятельств, которые часто предопределяют наше с Вами поведение на работе и вне работы. В большинстве случаев мы не умеем или «отучены» влиять на внешнее окружение и, как правило, односторонне реагируем на его воздействия («подчиняемся»).
Очень часто в нашей ежедневной работе мы мечемся между двумя крайностями: «страхом внешних обстоятельств» и «страхом чрезмерной эффективности».
Последнее отражает наш страх потерять эфемерную «свободу», которая без навыков планирования, постановки приоритетов и навыков отстаивания собственных интересов бесполезна[1].
Внешнее окружение в лице Ваших подчиненных или начальства всегда найдет, чем занять Ваше освободившееся время.
Парадокс «страха - чрезмерной активности» заключается в том, что он на самом деле в большинстве случаев является страхом ответственности за свои действия и последствия своих действий. А это недостатки Вашего планирования!
Рассмотрим примеры типичных психологических страхов, которые останавливают нас при попытке управлять своим внешним окружением и временем.
[1] Прим.: речь идет не о четырех этапах развития ТМ (Первое поколение сосредоточено на памятках и списках; Второе поколение – на планировании и подготовке; Третье поколение – на планировании, расстановке приоритетов и контроле; Четвертое поколение – основанное на жизненных принципах и новом взгляде на жизнь в целом) по Стивену Кови (последний является ключевым служителем скандальной религиозной организации «Мормоны», чья деятельность во многих странах отнесена к сфере «культов и сект» и «педофилии»), а неумении критически мыслить при социальном взаимодействии с группой. Подробнее данная тема будет поднята в части «Управленческой борьбы».
Примеры страхов | Описание | Причина |
Нет явных и понятных жизненных целей | Воспитание с детства о преобладании важности «целей взрослых» в ущерб Вашим желаниям, потребностям и целям. Обучение подавлением в школе («учитель-ученик», «у задачи только одно правильное решение»), в семье («мы старшие и лучше знаем», «ты наш заложник», «у тебя все есть» и т.д.) или на улице («я лидер и все за мной», моббинг) делает из нас взрослых «которые плывут по течению в неизвестном направлении». | Зацикленность на прошлом не дает нам возможности планировать будущее. Старые приоритеты не соответствуют обстановке. |
Хаос в работе | Режим постоянной борьбы с препятствиями и проблемами позволяет Вам чувствовать себя «живым», «сильным» и «контролирующим ситуацию». Наличие множества хаотических дел позволяет их «как-то» решать и чувствовать себя «успешным» или «в обойме». | Отсутствие планирования и неумение остановится. Желание постоянно искать новые «мельницы». |
Бездействие - это профессиональная смерть | Вынужденное бездействие, или простой, вызывают тревогу, беспокойство или раздражение. Внешнее окружение «эмоционально» награждает Вас за активную деятельность. | Отсутствие навыков делегирования, умения работы в команде. Замкнутый цикл без отдыха и восстановления. Работа ради работы, без приоритетов. |
Помогаю другим в ущерб себе | «Эмоциональное вознаграждение» за правильное поведение перед группой. Помогая всем, Вы привязываете их к себе, но в итоге не растете сами и не даете вырасти другим. Впоследствии «группа» привыкает к Вашей безотказности и перестает ценить Ваше желание помогать. В итоге Вы можете почувствовать себя обиженным, недооцененным или подавленным. | Старые приоритеты не соответствуют обстановке. Отсутствие навыков делегирования и борьбы за собственные интересы. |
Нет права на ошибку | Страх перед неудачей из-за каких-то ограничений. В итоге попытка избежать страх приводит к формуле «не прилагая усилий ты не совершаешь ошибок». Очень легко переоценить ужас предполагаемой неудачи. | Нет собственных «жизненных целей», зацикленность на «образе в глазах других». Неправильное планирование (переоценка влияния рисков). |
Мне не нужен успех | Часто «Ваш успех» на фоне менее успешных коллег выделяет Вас из «группы». «Группа» может Вас наказать за несоответствие или Вы можете сами испугаться «несоответствия». Начальство может воспринять «Ваш успех», как попытку отъема их власти в «группе». Ощущение оторванности от круга общения и воспитание в коллективе в итоге заставляет Вас бояться успеха (в данном случае потенциального конфликта в будущем). | Старые приоритеты не соответствуют обстановке. Отсутствие планирования и неумение делится успехом с группой («ритуалы завершения конфликта»). |
Как другие отреагируют на изменения? | Боязнь реакции окружающих, привыкших к определенному положению вещей. | Отсутствие навыков борьбы за собственные интересы. Отсутствие поэтапного планирования (медленных перемен, которые нормально воспринимаются «группой»). |
Совершенство и безупречность – мои кредо | Все задачи одинаково важны. Важна успешность во всем. | Неумение работы с приоритетами. Каждые проект и задача уникальны по-своему и не могут быть «одинаково важны». |
Планирование уничтожает креатив | Миф «творчества» и «личной свободы», который тиражируется в кино и художественной литературы предопределяет отношение к ТМ, как «уничтожителю креатива». Однако пример работы с «фрилансерами» в дизайне показывает, что они не выполняют работы в срок, пропадают и т.п. | Неумение работы с приоритетами. Нежелание и не понимание вреда неорганизованности в творческой работе в ущерб качеству и времени. |
Возьмем для примера перегибы в ТМ, когда ради достижения целей, сотрудник начинает чрезмерно все планировать, выставляя приоритеты компании выше собственных.
Последствием подобной практики является «профессиональное выгорание» на работе. Основная причина роста актов суицида в среде «трудоголиков» (особенно актуальна проблема для Азии и инвестиционного бизнеса).
Если Вы хотите перестать жить, как в программе, и при этом управлять собственным временем исходя из собственных приоритетов, то нужно понимать – Вы вступаете в череду управленческих конфликтов за свое время!
Причем часто мы с удовольствием вступаем в «управленческие конфликты» не осознавая явную необходимость в этом. Нам важно, что именно окружающие нас люди «думают о нас». Выглядеть «лидером», «успешным менеджером» и быть им это разные по сложности проекты. К сожалению «выглядеть» в разы проще, чем «быть».
Именно этой теме посвящен наш семинар и в следующих частях мы рассмотрим другие аспекты личного времени и борьбы за него.
Последствием подобной практики является «профессиональное выгорание» на работе. Основная причина роста актов суицида в среде «трудоголиков» (особенно актуальна проблема для Азии и инвестиционного бизнеса).
Если Вы хотите перестать жить, как в программе, и при этом управлять собственным временем исходя из собственных приоритетов, то нужно понимать – Вы вступаете в череду управленческих конфликтов за свое время!
Причем часто мы с удовольствием вступаем в «управленческие конфликты» не осознавая явную необходимость в этом. Нам важно, что именно окружающие нас люди «думают о нас». Выглядеть «лидером», «успешным менеджером» и быть им это разные по сложности проекты. К сожалению «выглядеть» в разы проще, чем «быть».
Именно этой теме посвящен наш семинар и в следующих частях мы рассмотрим другие аспекты личного времени и борьбы за него.
P.S. Табличку делал используя за основу один психологический материал с одного сайта, раворачивая материал в нужное русло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий