Nokia продолжает удивлять. Негативно удивлять. Речь не о том, что они пригласили экспата из США/Майкрософт или текучке кадров в руководящем составе, а в странной стратегии PR-деятельности.
Если действия Nokia на российском рынке можно было списать на самодурство и глупость местного менеджмента, то смена PR-стратегии на 360 градусов в Лондоне, говорит совершенно о другом!
Первый тревожный звонок прозвучал, когда PR-служба Nokia стала публиковать видео и инструкции о том, как можно держать сотовый телефон, подтрунивая над проблемами Apple с Iphone 4 (Кстати, Мегафон не участвует в продажах девайса по РФ, не потянули).
Мне тогда показалось, что это "забавно", но не продуктивно и явно не подходит "имиджу лидера отрасли". Если бы "шутки" были направлены на аналитиков или лидеров трендов, то еще имело смысл. А транслировать на свою ЦА шутки про проблемы Iphone 4, при этом быть самим в таком глубоком технологическом нокдауне - крайне сомнительное действие.
Хотя можно было подумать, что это разовая акция. Оказывается, что на своем ежегодном "главном событии года" Nokia World 2010, проходящем в Лондоне с 14 по 15 сентября, компания продолжила свою странную Pr-деятельность.
Процитирую текст и фотоматериалы с сайта Эльдара Муртазина (главного критика Нокии в РФ, по совместительству одного из ТОП-5 аналитиков мобильных устройств в РФ):
Но на Nokia World произошло и другое событие, которое знаменует новую эпоху на рынке телефонов. К сожалению, новая эпоха означает не нечто позитивное и доброе. В Nokia решили, что проигрывают битву за рынок смартфонов, в том числе из-за слабого PR, а также того, что компания не так агрессивна в этой области, не обсуждает конкурентов. И впервые за многие годы этический кодекс Nokia полетел в тартарары, теперь компания решила играть на этом поле так же, как и другие производители. Это означает полную смену концепции в PR, и Nokia World был первым местом, где концепция прошла проверку боем.
Не секрет, что 15 сентября в Лондоне была презентация HTC, туда пригласили огромное количество журналистов. Только от России это было порядка 25 человек. И в HTC спрашивали о том, не хотим ли мы посетить Nokia World, чтобы организовать бесплатный трансфер. Стоп. Вдумались? В HTC хотели нас доставить на мероприятие Nokia. Тех, кто приехал по приглашению HTC, и о ком компания заботилась эти дни.
В Nokia посчитали это возможностью сделать свое мероприятие более громким? Отнюдь нет, даже наоборот. Всем, кто попросил аккредитацию на Nokia World, отказали. Причина простая - нет мест, либо аккредитация стоит денег и все равно закрыта. Итого, пара тысяч человек просто не попали на Nokia World ни в каком виде. Но это полбеды. Тем, кто решил приехать с Nokia World на мероприятие HTC, выдавали комплекты выживания. Бутерброд, повязка на глаза, батончик для подкрепления сил и так далее. В бумажке сопровождающей это чудо спасения, было довольно оскорбительно написано о конференции HTC. Вот расшифровка вложенной листовки:
Привет,
Спасибо за участие в Nokia World 2010, мы надеемся, вам понравилось здесь, и вы получили всю необходимую информацию.
Так как вы направляетесь на пресс-конференцию HTC, мы хотим предоставить вам небольшой набор для выживания на этой пресс-конференции:
- HTC. Ветчина, томаты и сыр (не лучший) сандвич;
- Батончик шоколада, если вам понадобится ускориться;
- Огромный палец, чтобы во время пресс-конференции вы были уверены, что ваш вопрос заметят;
- Беруши и повязка на глаза, если вы почувствуете сонливость;
- И еще несколько дополнительных вещей.
Ваша, Команда NokiaПодобный ход в итоге выставил Nokia в идиотском свете. Компания показывает своими PR-действиями, что они настолько обеспокоены своим кризисом в области технических и платформенных движений, ростом доли конкурентов, что готовы пойти "на сделку с самим Дьяволом" (маркетинг), лишь бы не потерять свой "образ лидера".
Раздав эти пакеты с набором "шуток" журналистам (!) они сделали глобальный просчет. Журналисты это не аналитики, не лояльные потребители и не маркетологи. Журналистам нужны публикации, а что и как в нее напишут - это уже определяет профессиональные навыки и симпатии (!) журналистов. "Чемоданчик шуток" это палка о двух концах, т.к. HTC прекрасно отразило этот "выпад":
Nokia рассчитывали, что HTC начнет реагировать очень остро, суетиться, делать нелепые вещи. Ничего этого не было. Ребята отработали это событие на отлично. Просто не реагировали, не замечали этого, шутили. Одна из популярных шуток звучала так: «если бы мы знали, что Nokia так захочет побывать на нашем мероприятии, то мы бы пригласили их в гости, мы не боимся конкурентов, а выступаем за конкуренцию».Фактически "чемоданчик" лишь подчеркнул креативное аутсайдерство Nokia в 2010 году. И я больше уверен, что большая часть отзывов будет негативными, и не только из-за проблем регистрации журналистов, которые были на конференции HTC (а было даже такое: или к нам, или к ним).
Если Вы начинаете конфликт с конкурентом, то Вы должны его контролировать от начала и до конца. "Шутка" это не тиражирование "плохой новости о конкуренте", когда Вы помогаете новости попасть в большее количество СМИ.
Nokia накормила всех "экзотическим блюдом", забыв учесть личные предпочтения гостей. Это как кормить мусульман свининой...
Не толерантно, глупо и ведет к джихаду. Возможно скоро мы увидим еще ряд информационных и не этичных действий Nokia, которые лишний раз показывает нам, что компания смотрит в прошлое и метается между департаментами и их руководителями.
Очень странно для Европы такое PR-поведение. В Финляндии великолепная национальная школа менеджмента с 50-х годов, в Европе отлично развиты технологии и стратегии участия в информационных конфликтах (особенно в Германии и Австрии). А в итоге мы видим, как компания Nokia из-за каких-то метаний и переживаний тоннами сжигает свой гудвилл в топке амбиций топ-менеджеров.
Чистота намерений это важно для лояльных потребителей, даже если у Вас проблемы. А когда Вы обманываете их (например как с maemo или nokia n900), активно "шутите" с конкурентами, но при этом уже 3 года ничего не можете выдать потребителю (symbian 3 это не серьезно по сравнению с тем же андроидом 2.2) - то смысл потребителю быть с Вами?
По некоторой информации, российская Nokia пересмотрела свой подход к PR в рунете. Теперь не сами менеджеры PR-отдела сидят в блогах, сообществах и форумах, а специально нанятые специалисты, которые доносят точку зрения Nokia до ЦА. Муртазину даже выделили личного тролля-специалиста по Nokia!
Комментариев нет:
Отправить комментарий