пятница, 8 октября 2010 г.

Что мы любим: работа vs отдых

Читал великолепную книгу (о ней будет ниже) и вычитал очень интересные моменты об отношении к труду россиян в 19 веке!
«Русские крепостные крестьяне ... интенсивно работали только в периоды посева, покоса и жатвы. В остальное время продолжитель ность и интенсивность труда были ниже по сравнению со свободными западноевропейскими фермерами и с крепостными крестьянами в стра нах Восточной Европы... Крепостной мужчина работал примерно в 2.6 раза меньше, чем раб в США, и в 2.3 раза меньше, чем рабыня [Миронов. 1,с. 400].
Труд, в понятиях крестьян, должен быть умеренным ("Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи"). Крестьяне искренне верили, что ра ботать в воскресенье и церковные праздники грешно и бессмысленно [Миронов. 1, с. 329]. Крестьян, пытавшихся работать в воскресенья и праздники, сами же крестьяне и наказывали: штрафовали, а нередко соседи избивали трезвенников и ломали их инвентарь. Низшая сельская администрация и община действовали в таких случаях солидарно [Миронов. 1, с. 402]. Такое отношения к труду, которое, как мода, распространялась от крепостных на всех крестьян.
 В борьбе за право не работать крестьяне добились больших успехов. По подсчетам Б. Н. Миронова в 1850-е гг., в канун отмены крепо стного права, общее число нерабочих дней в году доходило до 230, а в начале XX в. — до 258" [Миронов 1999, Т. 1, с. 401]. И это — из всех 365 дней в году! Это означало торжество свободного времени, но и торжество пьянства, как социального явления: количество пьяных дней превосходило трезвые более чем в двое.
Работа в праздники осуждалась общественным мнением и пресле довалась самими крестьянами не только по обычаю, но и на основании закона, принятого властью в угоду желаниям крестьян. Крепостные крестьяне сумели убедить себя и других — помещиков, духовенство, что работа в праздники — грех.
Коммерсант кстати летом тоже делал огромную статью о том, что трудолюбие "русского народа" это такой же большой миф, как и о том, что "мы духовнее американцев". Кстати а вот выдержка про ксенофобию и т.п.
Социально-психологический климат российских городов во время революции 1905-1907 гг. историк Е.Н.Захарова, известный автор учебной литературы, описывает так: "В начале ноября 1905 г. был соз дан "Союз русского народа", близко связанный с департаментом полиции. Поддержанные царем, деятели этой организации восстановили лозунг "Православие — самодержавие — народность". Народность они понимали как закрепление за истинно русскими всех привилегий, преимущества владения землей. Все народности ими были разделены на "дружественные" и "враждебные"".
К "враждебным" относились финны, поляки, евреи, кавказцы. По стране прокатились еврейские погромы. Генеральным лозунгом черно сотенцев был: "Бей жидов, спасай Россию!" Причем охранка требовала причислять в "жиды" всех, кто был в шляпе, пенсне, с "козлиной бородкой". Утверждалось, что все либеральные газеты, все образова ние в руках "иудо-масонов"... Поэтому, если по ошибке убьют, например, земского врача в шляпе, — не страшно.
Поэт К. Бальмонт писал: "За четвертак, иной раз и просто за стакан водки с белой булкой и куском чайной колбасы эти подонки, от бросы общества собирались в кучу, орали ультрапатриотические ло зунги, кричали "Боже, царя храни!", избивали антидлигентов, которые "в очках и шляпе". Зачастую поджигались здания, в которых устраивались собрания, выбегавших оттуда встречали кастетами, кистенями, ножами, обрезками водопроводных труб. Когда начиналась "патриотическая" демонстрация с хоругвями, портретами царя, люди разбегались, зная, что затем последуют разгромы лавок, домов инородцев" [Захаровне. 251].
Читаю и понимаю, что сейчас мы повторно проходим те социальные уроки, которые не выучили до этого. Образ "врага", непонимание важности трудовой эффективности, мышление "чудо/халява/успех свалится само на меня" и т.п. 
Кстати о книгах: "Генезис пьянства и хулиганства в России", Юлия Эдуардовна Кульпина (Старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, редактор журнала "ДИ" и газеты "Академия".), Издательство: Либроком, 2009 г., Мягкая обложка, 160 стр., Тираж: не указан, ISBN 978-5-397-00260-8.

Блог автора: http://julia-kulpina.livejournal.com/

Могу Вас, как социолог и социальный психолог заверить - это лучший труд на русском языке о культуре потребления алкоголя на Руси и хулиганских субкультурах. Светский научный подход. Единственный недостаток, что это переделанная монография диссера под книгу, которая частично написана по трудам отца автора, но очень интересна и 100% научна. В ней нет штампов нравственности и морали, и что очень редко встречается в отечественной литературе - системный подход к исследуемым периодам (экология, экономика, политика, история, культура).

Совсем по другому смотрятся труды одного депутата ЕдинРоса (Владимира Мединского), который написал серию абсолютно бредовых желтых книг. Книги наполнены вымыслами, выдернутыми фактами из контекста и ксенофобией. Автор (не бедный депутат) этих книг активно пиарил на свои деньги эту книгу (выкупил биллборды и т.п.). Пугает что автор этого бреда - Доктор политических наук, профессор МГИМО, с марта 2006 г. Президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Однако хуже книг о Российской истории и культуре я не читал. Берутся хорошие и знаковые факты о "русском народе" и  негативных о врагах русского народа, все это комментируется на уровне "Комсомолки" и нтв-программы "Максимум"!

Вот перечень этих странных книг (которые вылетают как пирожки из щучьих щечек (если интересно, что это за "пирожки" - спрашивайте в комментах; книги похоже писали "лит_рабы"): 
  • О русской грязи и вековой технической отсталости 
  • О том, кто и когда сочинял мифы о России
  • О тяге русских к "сильной руке" и неспособности к демократии
  • Об "особом пути" и загадочной русской душе
  • Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра
  • О русском воровстве, душе и долготерпении
  • О русской демократии, грязи и "тюрьме народов"
  • О русской угрозе и секретном плане Петра I
  • О русском воровстве и мздоимстве
  • О жестокости русской истории и народном долготерпении
  • О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках
  • Скелеты из шкафа русской истории
Читайте Кульпину! ;)

3 комментария:

  1. Так вот откуда взялось не работать в выходной и праздник, грех это )

    ОтветитьУдалить
  2. "...очень интересна и 100% научна. В ней нет штампов нравственности и морали..."
    Сомнительно. :) Человеку не под силу такое написать. Если, конечно, Кульпина не беспристрастный андроид. :)

    "Почему мне понравилась статья (эта Ваша статья) и я сней полностью согласился?", - спрашиваю я сам себя. Может потому что адекватно написана? А может потому что полностью совпадает с моим мнением? А может и то и другое?

    Навряд ли кто-то из ныне живущих на земле хоть о чем-то имеет объективное мнение. Мы люди и все наши мнения субъективны. У кого-то субъективное мнение ближе к объективной истине, у кого-то дальше...

    Это, естественно, мое субъективное мнение... :)

    ОтветитьУдалить
  3. Не выносите мне мозг. ;)

    Любой нормальный научный труд без штампов нравственности и морали. Другой вопрос, что написать подобный труд может не каждый...

    Кульпина смогла, но это мое субъективное мнение... ;)

    ОтветитьУдалить