"Кибер понедельник" и "Черная пятница" это не название двух новых блокбастеров, а два ключевых дня в году для американской розницы!
Вообще у американцев есть несколько "черных пятниц" (без учета Робинзона Круза):
- Черная пятница (1869), 24 сентября 1869 года - финансовое потрясение в США, связанное с полной скупкой золота Дж. Фиском и Дж. Гулдом.
- Черная пятница (1966), 2 декабря 1966 года - в ходе войны во Вьетнаме авиация США теряет над Северным Вьетнамом восемь самолётов за день, максимальное количество за всю войну.
- Черная пятница (рассказ) - произведение Алексея Николаевича Толстого.
- Черная пятница (распродажи) - пятница в ноябре после Дня благодарения в США и Канаде.
- Иногда под определение "черной пятницы" относят и Крах на Уолл-стрит 24 октября 1929 года, повлекший за собой Великую депрессию.
У знакомой преподавательницы студент из Африки работает "Пятницей" в местном кафе "Робинзон" (мерзкое заведение кстати)! ;) Но мы с Вами будем говорить о "Черной пятнице" - дне распродаж!
Черная пятница (Black Friday) - пятница после Дня Благодарения в США (национального праздника Дня Благодарения, посвященного первому урожаю 1621 года, собранному британскими поселенцами из Плимутской колонии).
С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин "Черная пятница" появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. На Западном побережье его стали использовать примерно с 2000 года. Из-за того, что День Благодарения приходится на четвертый четверг ноября, Чёрная пятница выпадает в промежуток времени с 22 по 29 ноября.
Многие американцы проводят "предпятничные" вечера не в кругу семьи за праздничным столом, а в палаточных городках вокруг крупнейших торговых центров, таких как Kmart, Walmart, BestBuy, Target, Sears и т.д. В "Черную пятницу" можно получить огромные скидки, купить подарки и сделать самые важные и дорогостоящие семейные покупки на год вперед (в Европе это 2 распродажи в год: зима и лето, когда большая часть европейцев затаривается одеждой и техникой на распродажах). Уже много лет на "Черную пятницу" приходится более 50% годовых продаж.
"Черная пятница" не является официальным праздником, но многие работники в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает. В "Черную пятницу" магазины открываются очень рано - около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети - даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки - это делается для того, чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей. Вокруг торговых центров с наиболее популярными товарами очередь обычно формируется за неделю, а то и больше. Ведь самое интересное, как правило, раскупается в первый же день и полностью (в этом году удалось растянуть ажиотаж на праздничные и выходные дни, поэтому не было давок).
В этом году в Северном Буффало покупатель магазина Target был сбит и затоптан толпой при входе, но, к счастью, выжил и не разделил судьбы посетителя Walmart, который погиб под ногами любителей дешевого шопинга два года назад. Всего, по разным данным, после ударного шопинга в медицинские учреждения США обратилось более 70 человек. Например в России "Эльдорадо" умудрилось паршиво провести распродажу в 2009 году и пострадали люди!
Термин "Черная пятница" впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня Благодарения. (В Самаре и Москве я думаю, каждый день недели черный из-за пробок). Второй вариант названия возник благодаря бухгалтерам:американские бухгалтера и экономисты отмечают на графиках убытки красным, а прибыль - черным цветом и используют соответствующие термины "быть в красном" и "в черном", что соответствует отечественному "быть в минусе" и "в плюсе". "Черная пятница" позволяет изменить Ваши "красные цифры" на "черные".
Аналог "Черной пятницы" но для онлайн-торговли называют "Кибер понедельник" (Cyber Monday).
Киберпонедельник - это понедельник, наступающий после Черной пятницы, которая дает старт сезона распродаж в Соединенных Штатах, между Днем благодаренияи Рождеством. Если "Черная пятница" ассоциируется с традиционным пиком продаж в розничной торговле в обычных магазинах, то "киберпонедельник" обозначает напряжённый день в Интернет-сегменте розничной торговли, в онлайн магазинах, которые предлагают товары по сниженным ценам.
Специально для того, чтобы развивать онлайн-продажи, Национальная федерация ритэйлеров США (National Retail Federation) в 2008-м году создала интернет-аналог "Черной пятницы" - Cyber Monday. Сама терминология была изобретена Shop.org, отделение Национальной федерации ритэйлеров США (National Retail Federation) и до периода каникул 2005 года не употреблялось в среде пользователей Интернет. Согласно Скотту Сильверману, исполнительному директору организации, термин был создан на основе данных маркетинговых исследований. Они показали, что 77 % онлайновых розничных торговцев сообщили о значительном росте продаж в понедельник после Дня благодарения в 2004 году. Предполагается, что понедельник - это день, когда большинство служащих США возвращаются к работе, что предоставляет им достаточно времени делать покупки в сети со своих служебных компьютеров.
Однако на многих покупателей негативно действует фактор неизвестности и дискомфорта: "А не упущу ли я в ожидании лучших онлайновых предложений года оффлайновые суперпредложения? Не прогадаю ли?". Именно поэтому, составив список покупок, многие американцы все равно сначала отправляются в оффлайновый магазин, а уже потом ждут понедельника. Чтобы порадоваться или огорчиться.
Отличительной особенностью этого года стали "ценовые диверсии". Многие ритейлеры начали заманивать покупателей выгодными предложениями еще в первые две недели ноября. Из-за этого многие не справлялись с соблазном и опустошали кошельки задолго до наступления ЧП. То же самое творилось онлайн – по данным PayPal, сезонный рост онлайновых платежей начался 15 ноября, а пик пришелся на 21 ноября. Возможно, виной тому уже упоминавшаяся "вялость" потребителей. Кризис как бы заканчивается, но зарплаты упали, безработных по-прежнему много, а ощущение, что "последний раз живем" ослабело. Поэтому граждане склонны придерживать деньги на более важные вещи, нежели техника и домашняя утварь. Стоит добавить, что в России эффект конца кризиса сказался еще сильнее: так, 2010-й стал чуть ли не первым годом, когда продажи, замершие летом, с наступлением осени всерьез не оживились.
"Киберпонедельник" часто ассоциируется с необоснованным мнением о том, что он является днём наиболее активных покупок в Интернет, когда покупатели в США продолжают покупки, находясь на работе.
Статистика интернет-магазинов США показывает, что наиболее оживленные торговые дни года, обычно выпадают на период с 5 по 15 декабря. В 2005 году, когда был придуман сам термин, по данным собранной MasterCard мировой статистики наибольшее количество веб-транзакций выпало на 5 декабря, то есть через неделю после Дня благодарения, а по данным Shop.org пик продаж интернет-магазинов в действительности выпал на 12 декабря, то есть через две недели после «киберпонедельника». В то же время, по данным Национальной федерации розничной торговли США, в 2006 году "кибер-понедельник" был на 26 % более результативным, чем в 2005, и принёс онлайновой торговле $485 млн дохода, став рекордным в истории интернет-торговли.
Некоторые критики в Интернете и в средствах массовой информации призывали не употреблять термин, назвав его "бесполезным словечком из жаргона СМИ". В некоторых изданиях уже поднимается вопрос, имеет ли смысл американцам слепо следовать традициям и участвовать в гонке потребления. "Сначала мы возносим благодарность за то, что у нас уже есть, а на следующий день толкаемся в очередях, чтобы получить еще больше", - иронизирует Naples Daily News. Впрочем, голос разума обычно как-то затихает перед волшебными словами "скидка N процентов".Интересный совет, как закупаться в "Черную пятницу":
1. Одевайтесь "слоями" и в такую одежду, которую можно снять и повязать вокруг талии, чтобы не замерзнуть в очереди ночью и не упариться в магазине. Лучше всего - в спортивный костюм, свитера и кроссовки.
2. Не наедайтесь накануне, в День Благодарения, и поужинайте не позднее 22:00, чтобы утром было легче встать.
3. Заранее составьте план, что и где будете покупать.
4. Делайте покупки в онлайне в понедельник.
5. Выбирайте небольшие магазины. Распродажи есть везде, а народу в гипермаркетах и больших универмагах существенно больше.
Многие из нас могут подумать, а почему у нас нет таких массовых распродаж? Все очень просто - насыщение торговых сетей и проникновение их в регионы очень низкое. Конкуренция + ВТО приведу к тому, что будут у нас давки! Будет больше торговых сетей - будут распродажи. Вот например сегодня X5retail прикупила "Копейку" за 51 млрд рублей, а ФАС даже не "квакнул", что у нас появился монополист... А почему? Лоббирование, коррупция... С другой стороны придет к нам Wallmart и X5 будет методично "сливать" рынки, вот увидите.
Сейчас лично я ловлю сезонные распродажи (одеваюсь только во время больших скидок) некоторых брендов под конец сезона, что позволяете одеваться в мужские сорочки за 30 уев при их розничной цене 100 уев, и т.д. ;)
Предлагаю Вам поднять настроение, просмотрев последнее видео:
Использовал материал с Wiki, тут и тут и тут.
Спасибо, интересный пост! а что, в Штатах нет летних распродаж как в Европе?
ОтветитьУдалитьТолько Wall-Mart в очередной раз ушёл.
ОтветитьУдалитьВ США нет крупных летних распродаж. Первая крупная распродажа случается на Labor Day - первые выходные сентября.
Андрей прав - летних "общих" распродаж нету, есть только некоторые летние распродажи для конкретных видов товаров, как специфика бизнеса в некоторых Штатах.
ОтветитьУдалитьWall-Mart закрыл офис и то из-за ухода директора экспата, который устал ждать, когда они что-то захотят делать.
Официально Wall-Mart готово рассматривать предложения по РФ, но после "неудачи" с "Копейкой" им нет смысла содержать офис. ;)