вторник, 17 мая 2011 г.

Книжный рынок не читающей России за 2010 год

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ опубликовало доклад по книжному рынку России в 2010 году. Тема интересна для многих из нас, к тому же я уже жаловался (Эмиграция книг из России!) на то что у нас граждане практически не читают.

И так свежие факты о книжном рынке России за 2010 год:
  • Всего в 2010 году в России было выпущено более 650 миллионов экземпляров различных книг;
  • Объем книжных продаж в России за 2010 год упал до 64,5 миллиарда рублей (на 8 процентов меньше, чем в 2009 году; в 2009 году рынок сократился на 6 процентов по отношению к 2008 году);
  • Весь "белый оборот" электронных книг в РФ равен 60,72 миллионам рублей (в два раза больше показателя 2009 года), что меньше 0,1 % от общего оборота книг;
  • 42% книг продают через розничные магазины (Число торговых точек осталось неизменным с 2009 года - 3,4 тысячи; Это примерно на 6% меньше, чем в докризисном 2008 году, или на 60% меньше, чем на территории России в 1990-м);
  • 24% продают крупные книжные сети (в 2009 году было 22%);
  • 12% продаж книг было в FMCG (Например активные продажи бизнес книг в X5Retail; 10% в 2009 году);
  • Самая крупная торговая сеть РФ - ТОП-Книга (523 магазина, которая присоединяет к себе Литеру и Лас-Книгас. Я даже умудрился сфоткать их новый логотип).
По оценкам TNS Russia, в начале 2011 года доля чтения книг в общей структуре медиапотребления населения России старше 16 лет (всего около 8 часов в сутки) сократилась до 1,9% (около 9 минут в сутки) по сравнению с 4% в 2008 году. При этом доля чтения газет и журналов также уменьшилась — с 8% до 3,2% (около 16 минут), но выросли доли радио (с 30% до 36,5%) и интернета (с 6% до 8%). 


С другой стороны покупательная способность населения за 2010 год выросла почти на 15 % процентов, а цена на книги поднялась только на 12 %. Книги стали покупать не из-за того, что они дорогие, а из-за других причин.

Можно предложить, что ассортимент плох, но мне кажется все таки из-за медленной люмпенизации нашего отечества. Почему?

Два свежих факта из обывательской реальности:
  • На Евровидение Первый канал с Костей Эрнстом отправили "мальчика", представлять нашу страну, а этот "мальчик" (Алексей Воробьев) вовремя отборочных туров культурно выражался в камеру: "Это Россия! Это Россия, б***ь! Иди сюда, б***ь! Смотри в глаза, б***ь!" - при этом общая реакция обывателей и СМИ, что такое поведение нормально....
  • Писательница бульварных детективов одной мысли (но без похабщины) Дарья Донцова возглавила список самых издаваемых авторов в России в четвертый раз подряд. За прошедший год книги Донцовой были выпущены тиражом в 5,4 миллиона экземпляров. 
Ужас... ;(

1 комментарий:

  1. Интересная аналитика. Вот есть у нас магазин Las Knigas, который позиционирует себя как книжный гипермаркет. Раньше там было много книг по маркетингу, брендингу и так далее. Регулярно там покупал. Также был хороший ассортимент художественный литературы.

    А дальше грянул кризис. В итоге магазин сократил свои торговые площади, при этом ассортимент серьезно уменьшился. Заходил туда пару месяцев назад и ушел ни с чем. Книги по маркетингу - старые. Новинок нет. Похоже, что книжные магазины до сих пор не оправились от кризиса.

    При этом люди читать стали мало. Особенно дети. У большинства нет такого искреннего желания читать много и часто, как это было во время моего детства. Ну и еще интернет тоже накладывает отпечаток... Вот такие мысли вслух :)

    ОтветитьУдалить