четверг, 8 сентября 2011 г.

Икея, венские стулья и славянские шкафы

У меня из-за поста "Специфика нейминга в мебельной промышленности Самары в 1934 году" завязалась интересная беседа с маркетологом Александром Карповым (вот его блог). И я решил написать пост на тему судьбы и предназначений "венских стульев" и "славянских шкафов".

Что это - бренд товара или название линейки товаров?

Александр помог с поиском необходимого материала и ссылок.

Начнем с того, что названия эти к нам пришли из 19 века! В БСЭ есть небольшая заметка о мебели в дореволюционной России:
В дореволюционной России оно [производство мебели] носило в основном кустарный и полукустарный характер. Фабрично-заводские мебельные предприятия концентрировались в районах Петербурга, Москвы, Риги, Киева и других.
Интересно описывает некоторые нюансы заметка в википедии:
Как указывала английский экономист М. Миллер, в течение всего этого периода происходило быстрое увеличение импорта машин и оборудования из Германии, в связи с чем только за период с 1902—1906 гг. по 1913 г. импорт из Германии вырос в 2 раза. 
В начале XX в. продолжался процесс концентрации производства и монополизации. На 1 января 1910 года в России существовало уже 150 синдикатов и иных монополистических объединений в 50 отраслях страны, которые, как отмечал Н.Рожков, мало занимались техническим прогрессом, но способствовали росту цен на промышленные изделия, примеры которых он приводит.
По данным историка С.Кара-Мурзы, число фабричных рабочих (взрослых мужчин) накануне революции 1917 г. составляло 1,8 млн чел, а вместе с семьями — 7,2 млн чел., то есть всего лишь около 4 % населения Российской империи. В то же время, число крестьян-кустарей на конец 1890-х гг., по данным М.Ковалевского, составляло порядка 7-8 миллионов или около 12 % всего взрослого трудоспособного населения страны на конец XIX века. 
Зачем я привожу данные отрывки? Что бы понять макроэкономическую ситуацию. Стулья проще выпускать в кустарных условиях, а вот мебельные гарнитуры и шкафы больше требуют фабричного подхода. Размеры кустарного производства в дореволюционной России в несколько раз превышали заводское.

Александр нашел больше информации о "венском стуле" (История венского стулаВенский стул в русском искусстве). "Венский стул" обязан своему появлению "ноу-хау" молодого мебельщика (Михаэль Тонет), который встретился на выставке с "бизнес-ангелом" (Клеменс Меттерних), который к тому же был по совместительству Канцлером Австрии. 

Долгие попытки получения патента в Вене на "ноу-хау" практически разорили молодого стартапера. Через несколько лет он смог получить патент и договорится о производстве упрощенных вариантов своей гнутой мебели на фабрике Листа в Вене. Сотруднечество не успело зародится, как фабрикант решил продать свой бизнес и уйти в "золотую старость" с большим "парашютом". 

Молодой мебельщик уже постарел и стал работать в проекте нового Дворца для местного VIP-дворянина. Затем были еще несколько попыток массового производства мебели на заказ для крупных заказчиков из HoReCa, участие в венских промышленных выставках и запуск самой простой и дешевой модели стула:

Стул № 14 собирался с помощью винтиков и без использования клея. Конструкция укладывалась в небольшую коробку, что упрощало транспортировку, а количество деталей доведено до 6 шт. (привет Икея!). 

Для доказательства удобности и надежности стула были проведены крупные BTL-акции в Париже (где было огромное количество потенциальных заказчиков из HoReCa). Стул был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Через некоторое время компания "Братья Тонет" удачно участвовала на самой крупной выставке 19 века в Европе - "Парижской" (11 миллионов посетителей). Ее товары стали основой масс-маркета мебели Европы. Через какое-то время российские фабрики и полукустарные производства стали производить мебель.

Кустарщики производили из запчастей произведенных фабриками и т.п. 

Поэтому совершенно не удивительно, что советская мебельная промышленность клепала "венские стулья" и в 1934 году для советских граждан. Всего 6 частей и удобная упаковка.

Поэтому мы с Вами столкнулись с ситуацией, когда "бренд" продукта стал названием товарной категории. Примером 20 века можно назвать: Ксерокс, который стал названием копировальных аппаратов и Фольксваген Гольф, который стал названием целого класса автомобилей (т.н. С-класс).

А вот со "славянским шкафом" все намного сложнее! Есть общая история о "славянском шкафе", которая возникла благодаря фабриканту Славянову. Однако данная история оказалась вымыслом и такого фабриканта не существовало. Даже отечественные историки мебельной промышленности не могут найти происхождение "славянского шкафа". 

Правда есть небольшая заметка о том, как в СССР было с мебелью до 40-х годов:
Все детали каркаса и дверных рам, а также цоколя и аттика, изготовлялись обычно из массива дуба, но с 1935 года нередко и из соснового бруса, облицованного шпоном дуба. Однако любое фабричное производство мебели в России резко свернулось еще с 1915 года, а в 20-х годах практически полностью прекратилось. До тех пор, пока в распоряжении мебельной промышленности не появилась фанера, филенки, как и остальные детали, выделывались из массива древесины (дощечки толщиной около 10 мм). 
Масштабное производство шпона и фанеры началось в середине 30-х годов. При отсутствии достаточно широкоформатного пиломатериала филенка составлялась из двух-трех дощечек, сплачиваемых встык, реже в четверть. При толщине дверной рамы 22-25 мм заглубление филенок с фасадной стороны не превышало 5-6 мм. Но вместе с цоколем, аттиком и карнизом это обеспечивало минимальную пластику и игру светотени на фасаде и боковых сторонах.
Даты по возрождению производства мебели в СССР, как раз совпадают с заметкой "Волжской коммуны" о которой я писал в другом посте.

В итоге мы лишь можем выстраивать предположения о возникновении ТМ "славянский шкаф". Вот несколько версий, которые пришли в голову:
  • "сленговое название" для кустарных шкафов определенной модели, которые производились в дореволюционной России, а потом активно перепродавались во время НЭПа;
  • название мебели, которую производили наши "братья-славяне" и экспортировали к нам, а русские умельцы их "копировали";
  • общее название производимое дешевых шкафов в России, часть которых экспортировались зарубеж.
Так, что "венский стул" это товарная категория, а вот "славянский шкаф" вполне может быть термином из жаргона и сленга обывателей.

1 комментарий:

  1. В силу того, что в России мебельные традиции и технологии практически не были преемственны (для сравнения, в Италии - это часто семейный бизнес, поэтому ситуация там обратная), сейчас у нас нет ни одного мебельного бренда. Ангстрем или Шатура - это не бренды, за обладание мебелью с таким названием никто не заплатит дополнительные 5 копеек. Интересная лично для меня как для мебельщика ситуация: огромный рынок и ни одного отечественного бренда.

    ОтветитьУдалить