Скандальный $-блоггер Варламов поделился интересным переводом "Американского этического кодекса блоггера". Давайте его посмотрим:
Этический кодекс американского блогера
- Быть честным и справедливым
- Блоггеры должны быть честными и непредвзятыми при обработке и публикации информации
Блоггерам следует:
- Избегать плагиата
- По возможности всегда определять и ссылаться на источники. Общественность имеет право знать как можно больше информации об источнике и его достоверности.
- Всегда проверять, что публикуемые посты, цитаты, фотографии и любой другой контент не представляет информацию в ложном свете. Не следует также излишне упрощать информацию или акцентировать внимание на событиях вне контекста.
- Никогда не редактировать фотографии без указания внесенных изменений. Допускаются: оптимизация изображений только из технических соображений.
- Никогда не публиковать заведомо недостоверную информацию, а при публикации сомнительной информации – максимально ясно сообщать об этом.
- Различать пропаганду, домыслы и факты. Даже пропаганда и домыслы никогда не должны искажать факты.
- Внимательно относиться к информации, которая может оказаться скрытой рекламой.
Максимально минимизировать вред
Этичный блогер относится к источникам и участникам описываемых событий с уважением и человеческим пониманием
Блогерам следует:
- Показывать свое сопереживание тем, кто может пострадать от негативного контента в посте. С особой деликатностью относиться к детям, а также неопытным источникам/собеседникам.
- С деликатностью получать и использовать информацию или фотографии людей, пострадавших при описываемых событиях.
- Осозновать, что сбор и публикация подобной информации могут причинить людям вред и моральный дискомфорт. Право на сбор информации не дает права на надменность и бесчеловечность.
- Осознавать, что обычные люди имеют больше прав на сохранность личной информации, чем публичные лица и политики.
- Показывать хороший вкус. Избегать "желтизны".
- Быть осторожным в осуждении потенциальных преступников, до того как суд не вынесет свое решение. Также не стоит идентифицировать жертв преступлений без их согласия.
Быть ответственным
Блогеру следует:
- Уметь признавать ошибки и исправлять их быстро
- Разъяснить цель блога, и быть открытым для диалога с общественностью по поводу его контента и своего поведения.
- Раскрывать конфликты интересов, принадлежность, деятельность и личные замыслы.
- Нельзя, чтобы ваши рекламодатели имели право влиять на контент блога. В случае исключения информировать об этом читателей.
- Быть осторожным с источниками информации дающими ее за услугу. В случае использования такой информации указывайте, что это за услуга.
- Раскрывайте случаи не этичных поступков других блогеров
В западной практике маркетинга и пиара чаще рассматривают такое понятие, как "fake blog" ("фейковы блог","блог-фейк", "липовый блог"). Когда кто-то создает блог от чужого лица и занимается распространением лживой информации, слухов или вводя потребителя в заблуждение. Часто данные блоги возникают, как элементы стратегий продвижения товаров и услуг через вирусные акции или в политических кампаниях. В Англии это считается нарушением прав потребителя, а в США нарушением этического кодекса маркетологов и пиарщиков. Отдельным направлением в "фейковых блогах" идет направление блогов-породий, когда высмеивают публичную персону, ведя блог от его лица (такое популярно в ру-тви, вконтакте) или пародируя его действия.
Мы же с Вами говорим немного о другом. Смотрим Вики:
- Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
- Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.
- Блогерская этика - область междисциплинарного исследования, включающая изучение моральных проблем, возникающих в связи с развитием в сети Интернет блогов. Блогерская этика является подвидом компьютерной этики и связана с информационной этикой.
И так мы говорим с Вами о субкультуре, которая возникла благодаря бурному развитию интернета и проникновению его во все аспекты жизни, тех миллиардов людей, у кого есть выход в интернет.
Tim O’Reilly |
Впервые предложение о создании "Блогерской этики" прозвучало в 2007 году от Тима О’Рейлли (Tim O’Reilly) известного издателя компьютерной литературы, идеолога web 2.0, сторонника софта с открытым кодом, борца против патентных троллей и крупных корпораций (например он смог отменить свежий патент "Амазон.ком" на технологию "One-Click"). За основу он взял предложения разработанные им и группой энтузиастов. Толчком послужила история известной разработчицы компьютерных игр, программиста и блоггера Кэти Сьерра которая подверглась троллингу и моббингу в своем блоге и блогах троллей. Идея необходимости создания кодекса была подхвачена телеканалом и радио BBC и получило бурное обсуждение.
Kathy Sierra |
Вот первые 7 пунктов, которые были разработаны группой участников с О`Рейлли:
- Возьмите на себя ответственность не только за свои слова, но и за комментарии, которые Вы позволяете оставлять в своем блоге.
- Обозначьте свое отношение к оскорбительным комментариям.
- Постарайтесь отказаться от анонимных комментариев в своем блоге.
- Не кормите троллей .
- Проведите беседу или интервью в оффлайне лицо к лицу, или найти посредника-исполнителя, который может это сделать.
- Если вы знаете кого-то, кто ведет себя плохо, скажите им об этом.
- Не говорите ничего в Интернете, что бы Вы не сказали бы в лицо.
Затем за основу был взят "Этический кодекс журналиста" (Society of Professional Journalists Code of Ethics) и создан "Этический кодекс блоггера", таким каким мы его знаем.
Стоит ли говорить, что Варламов использовал расширенный кодекс для обсуждения, опустив все детали и первоисточник (новая не битая ссылка)?! :)
К сожалению большинство (не все конечно) самарских блоггеров даже пару пунктов не готовы выполнить из данного кодекса. Я уж не говорю о моде на "мат" и "сиськи". :(
Интересная заметка. Полезный материал.
ОтветитьУдалитьНе используется нашими блогерами потому что не понимают зачем. Нас пока интересует популярность, а не долговечность. Ярко войти, а как это уже не важно... Все живем в сказке про Иванушку дурачка...
Все спешат за эпатажем + культурная деградация даже у SMART-блогеров. Часто сталкиваешься с умным специалистом, но у него проскальзывает мат в постах. :(
Удалить