Книгу "McDonald`s: Как создавалась империя" мне подарили на день рождения. Друг знает мою любовь к антиглобализму, макдоналдсу и вестернизации, решил приобщить меня к истокам зарождения империи Клоуна Рональда.
Книга вышла в нашей стране второй раз. Первый раз она вышла в 2008 году, тиражом 5000 экз. и толщиной 386 стр.
Второй раз она вышла в 2012 году, тиражом 2000 экз. и толщиной 264 стр. Новая книга уместилась на 68% площадей старой. А кризис в книгоиздательстве действительно есть! :)
Сама книга написана в 77 году Рэем Кроком (Ray Kroc - основатель корпорации) и была доработана в 87 году (через 3 года после смерти Крока) Робертом Андерсоном. В свет книга вышла в 1992 году (Ray Kroc Grinding It Out: The Making Of McDonald’s. — St. Martin’s Paperbacks, 1992. — С. 218, сейчас стоит ~8 $).
В России оба издания выпущены "Альпиной Паблишер" (ISBN 978-5-9614-1957-3, 0-312-92987-0).
В книге 16 глав. Перевод качественный. Верстка и качество книги отличное. Книга бесполезна для тех, кто там ищет "лидерские решения", "универсальные кейсы" и т.п.
Мне данная книга понравилась по ряду причин:
- классический пример "американ дрим" - "сделай себя сам" (автор до 52 лет продавал бумажные стаканчики и аппараты для молочных коктейлей);
- "золотые времена" - человек без высшего образования, чех рожденный в США, смог сделать любительскую карьеру в игре на пианино, быть рядом с другими великими (например служба в одном взводе с Уолтом Диснеем) и достичь своего счастья без высшего образования и помощи близких. Нужно понимать, что 20-50-е года это времена возможностей в США;
- "американский стиль менеджмента" - контроль, "умение жать руки", активность, еще раз активность и микроменеджмент ("дьявол в деталях");
- интересные кейсы (с т.з. экономической истории) по недвижимости, франчайзинга, M&A и праву США;
- погружение в мир "фастфуда" и понимание, как появились те или иные блюда в Макдоналдс (например, пожертвование в фонд Никсона 200 000 $ позволило появится БигМаку, однако расследование Уотергейтского скандала не доказало взаимосвязь между получением разрешения на новое блюдо и пожертвованием);
- капиталистический подход к "профсоюзам и жалобщикам", как к "неудачникам и врунам";
- богатая личная жизнь (три брака и пылкие отношения);
- историческое погружение в США 20 века (до 80-х годов);
- меценатство Крока, при том, что он избегал всю жизнь жертвовать деньги, но в последние 15 лет активно помогал ряду организаций;
- инвестиции в спортивные команды приносит удовольствие, но не приносит прибыли (последние главы книги в основном о спорте и увлечениях автора в последние года).
Ray Kroc |
Читая книгу, стараешься сопереживать Рэю Кроку, но при этом постоянно ощущаешь "руку империалистического капитала". Лично мне книга понравилась еще тем, что мне стали понятны многие исторические корни традиций Макдоналдс:
- их не любовь к профсоюзам,
- борьба за качество продукции,
- быстрота обслуживания (столики и сидячее места они стали внедрять только в 70-е года),
- активная реклама и децентрализованный маркетинг (они даже выкупали рекламные агентства),
- внедряли технологические ноу-хау (компания много вкладывало в разработку новой техники и технологий приготовления),
- создали корпоративный университет, который задал планку для современного управления фастфудом,
- внедрение инноваций в логистику и хранение продукции,
- упор на "мы даем рабочие места" и "мы часть Америки" (хоть и не полезная еда).
Первые сотни Макдональдс не имели сидячих мест и картофель фри был самым популярным блюдом. |
Афоризмы Рэя Крока:
- "Если два руководителя имеют о чем-нибудь одинаковое мнение, значит у одного из них, поверхностное представление о вопросе".
- "Если вы видите, что ваш конкурент тонет, возьмите пожарный шланг и засуньте ему в рот".
- "Пoка вы зелены, вы пpодолжaете расти. Кaк тoлько вы созpели, вы начинаeте гнить!"
- "Важно быть принципиальным. Легко иметь принципы, когда ты богат.Гораздо труднее их себе позволить, когда ты беден".
- "Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости. Ее не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников. Ее незаменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всемогущи лишь настойчивость и упорство".
- "Позаботьтесь о клиенте, и бизнес пойдёт сам".
- "Качества лидера отражаются в тех стандартах, которые они поставили перед собой".
- "Никому неизвестны все рецепты увеличения оборота фирмы. Тот, кто знает их, окончательно созрел, а созревшее гниет".
- "Образование не может заменить практического опыта и здравого смысла".
- "Организация не может полагаться на личность, наоборот, личность должна либо полагаться на организацию либо менять профессию".
113 фактов о Макдоналдс времен Рэя Крока "Джон Лов"О ЧЕМ МОЛЧИТ БИГМАК" (книга больше о корпорации):
- Каждый пятнадцатый работник в Америке свою первую работу получил именно в Макдональдсе. Там он узнал о рабочей рутине, трудовой дисциплине и командной организации труда.
- Все три элемента - франшиза, корпоративное руководство и поставщики - представляют более 3700 независимых компаний и Рэй Крок умело связал их в одну семью с некой общей целью (без компьютеров!).
- Крок выстроил систему, которая от всех членов требует следования корпоративным нормам, но в то же время вознаграждает их за проявление личных творческих способностей.
- Многочисленные сети потерпели крах из-за чересчур широкого меню и слишком медленного обслуживания.
- Программа контроля качества мяса включала 50 пунктов и позволяла выявлять в фарше добавки, не соответствующие стандарту.
- Первая инструкция была на 15 страницах, действующая насчитывает 750 страниц. В традициях Макдональдса полное документальное обоснование коллективного опыта работы всех франчайзи.
- Была введена оценка показателей «сервис-качество-чистота» и общая оценка по категориям (A, B, C, D...)
- Схема Рея Крока была очень надежна: франчайзи предоставлялась не территория с исключительными правами, а вначале лишь одно предприятие.
- Централизованный контроль был просто страстью Рея Крока, но внутреннее чутье бизнесмена подсказывало ему: все, что связано с продвижением, рекламой и разработкой новых продуктов не должно диктоваться аппаратом компании и идеи маркетинга нужно искать на местах, а не высасывать из пальца.
- Крок был несравненным мастером в области реализации, но вовсе не гением в разработке новой продукции: он придумал десерт, пирожное, калачи, сэндвичи - все это не пошло.
- Идея Крока - неукоснительное следование технологическим правилам в обмен на почти полную свободу в маркетинге.
- Известный клоун в телешоу произносил: «скажите маме и папе, чтобы они свозили вас а Макдональдс.
- Свое первое вознаграждение за работу в Макдональдсе, 75т.д., Крок получил через много лет работы.
- Только в 1968 году компания начала принимать на работу женщин.
- Конкурс в виде рекламного клипа - скороговоркой произнеси: "Все восемь компонентов Бигмака: два говяжьих шницеля, специальный соус, листик салата, сыр, маринованные овощи, лук, булочки, посыпанные зернами кунжута - и получишь бесплатно Бигмак" сделало данный стих частью слэнга молодежи и субкультуры.
- И т.д.
В АльпинеПаблишер книга стоит 399 рублей, за сколько мне ее купили не знаю, т.е. ценник друзья удалили, но она есть в сетевых библиотеках.
Резюмируя: Если Вам интересно понимание "агрессивности американского менеджмента", истории развития США, как общества и экономики, а так же знать почему современный Макдоналдс - именно такой, то это книга для Вас. Искать в этой книге откровений в менеджменте или экономических решений бесполезно, т.к. время все изменило, но перелистывая страницы ты начинаешь сопереживать Рэю Кроку, а это значит что он позитивный герой, хоть и "капиталистическая акула".
P.S. Две новости, которые совпали сегодня: "Акции McDonald's упали на 3,2% на фоне неожиданного снижения квартальной прибыли" и "Онищенко призвал россиян не есть гамбургеры"
Читал хорошая книга, вообще нравятся такие серии о компаниях.
ОтветитьУдалить