вторник, 3 июля 2012 г.

Наталия Прыткова: Почему небольшому агентству нечего делать в Social Media!

В силу недавних событий в моей жизни, я очень многое пересмотрела и переоценила. Иногда нужна сильная встряска, чтобы переосмыслить собственную жизнь и свой путь. Много неожиданных решений пришлось принять. И одно из них – уйти из бизнеса.

Я работаю в сфере Social Media уже 3 года. За это время успела поработать в небольшом агентстве, в большом агентстве и создать свое. Мои переходы были по большей части связаны с желанием реализовывать себя, работать с интересными проектами и учиться новому. Но у меня это не получилось. Бизнес стал для меня как специалиста топтанием на месте – успешные проекты так и не получилось реализовать не потому что я не знала, как это сделать, а в силу ряда других причин. Так вот, c чем я столкнулась за время своей работы и что отчасти определило мое решение закрыть агентство:
  • тендеры проводятся абсолютно нечестно – либо все они организуются для сбора идей основному подрядчику, либо просто для прощупывания почвы. Для маленького агентства участие в подобных тендерах невозможно в силу затрачивания большого количества ресурсов и отсутствия отдачи;
  • большинство компаний-рекламодателей не нацелены ни на что за исключением подсчета сиюминутных продаж. Мало кто готов инвестировать в комплекс мероприятий для планомерного и долгосрочного увеличения прибыли компании: выстраивание имиджа, работу с репутацией, обслуживание клиентов, развитие лояльности;
  • малый бизнес не особенно заботится о качестве своих продуктов и услуг, в силу чего работать с ним в социальных медиа практически бесполезно – получаются совершенно несоциальные проекты, что для имиджа агентства и его портфолио недопустимо. Можно конечно работать «тупо» за деньги, но для меня важна реализация качественных проектов, эффективных для клиента и полезных для портфолио агентства. Поэтому малый бизнес, на который я ориентировалась, начиная работу, показал себя несостоятельным в социальных сетях;
  • высокая конкуренция на рынке Social Media не позволяет небольшим агентствам конкурировать с более крупными игроками. Я неоднократно слышала о том, что наше предложение было одним из лучших, но начальство решило выбрать подрядчика с 10-летней историей или еще чем-нибудь. Самое обидное, что на большинство таких проектов я сейчас без слез не могу смотреть – абсолютно мертвые сообщества, бестолковые активности и прочее, а клиенту продолжают вешать лапшу на уши;
  • рекламодатели в большинстве своем по-прежнему меряют эффективность лайками и количеством участников. Переубедить их практически не реально. Единственный способ – пообещать им определенный объем или рост продаж помесячно, что, как вы (я надеюсь) понимаете, тоже невозможно. Быть еще одним агентством, занимающимся нагоном цифр, мне не хочется. Я не считаю это качественной работой. Кроме того, услуги подобных компаний на порядок дешевле, чем стоит качественная работа, а клиенту сложно объяснить, что у нас это стоит дороже, потому что люди будут живыми, а лайки будут конвертироваться в лояльность;
  • инвестиции в социальные медиа у среднего и малого бизнеса по-прежнему мизерные, что часто просто не дает возможности реализовать эффективный проект из-за нехватки ресурсов, которые нужно оплачивать, а оплату их клиент «не тянет». Смысла «штамповать» одинаковые сообщества за копейки я не вижу – это не работа, лучше оставить это фрилансерам и продолжать сетовать на то, что они портят рынок;
  • клиенты не готовы участвовать в жизни собственных сообществ, в результате чего я часто сталкиваюсь с тем, что брендированный контент клиенты не высылают и на жалобы участников сообществ не отвечают. Все это снижает эффективность, а виноват конечно же всегда подрядчик. Отвечать за ошибки клиентов мне совершенно не хочется и опять же это никак не прибавляет агентству кейсов и положительного имиджа;
  • большинство заказчиков воспринимают социальные сети как нечто отдельное и не готовы создавать интегрированные рекламные кампании, придумывать какие-то долгосрочные истории, использовать social media как элемент комплекса инструментов и каналов, направленного на решение какой-то задачи. Я верю, что соц.сети сами по себе мало эффективны и нужно гармонично встраивать его в стратегию развития продукта как один из каналов коммуникации. Донести это до клиентов у меня не получается;
  • клиенты имеют привычку задерживать выплаты по счетам. Регулярно подгонять бухгалтерию, задерживать выплаты и платить штрафы в фонды за эти задержки – плохое начало бизнеса, отнимает кучу времени и нервов, а главное, выбивает из колеи;
  • кадры на рынке social media – это отдельная тема для разговора. Их практически нет. Хороших конечно же. Те, кто действительно понимает, что и как нужно делать, уже давно занимают руководящие позиции в агентствах или работают на стороне рекламодателя. Те, кого нужно слегка подучить, требуют очень высоких зарплат (раздувание зарплат на рынке интернет-маркетинга сыграло свою роль). Безусловно, небольшие агентства не могут себе позволить платить высокие зарплаты, т.к. клиенты небольшие и клиентского бюджета на подобных специалистов не хватает. Есть конечно же еще одна категория специалистов – совсем «зеленые» товарищи, которых можно обучить всему «с нуля». Но обучать их опять же у меня нет собственного времени и нет ресурсов на это (пожалуй такая возможность есть только у крупных агентств). Нанимать армию ничего не умеющих «специалистов» я не хочу – для меня важно качество услуг, которые я предлагаю своим клиентам. А на квалифицированных кадров не хватает клиентских бюджетов – получается замкнутый круг;
  • хорошие специалисты тоже часто удивляют меня (в плохом смысле). Мне до сих пор не понятно, почему нельзя один раз позвонить клиенту, если после трех сообщений в скайпе он не отвечает. Почему стандартное предложение в 5 слайдов готовится 2 недели, вместо 30 минут. И почему в случае если фрилансер не отвечает сложно догадаться, что нужно быстро найти другого, а не ждать неделями его появления. Вот казалось бы все в людях хорошо, но за такими мелочами приходится постоянно следить. Для небольшого агентства любое промедление и бездействие смерти подобно. Нужно действовать быстро и обязательно действовать, а не сидеть и ждать. Крупные агентства, конечно же при большом потоке заявок и наличии положительного имиджа на рынке могут позволить себе высылать предложение клиенту чуть позже, чем обещалось. Для нас же это недопустимо. Да и вообще я за качество работы. У меня сложилось впечатление, что люди просто не хотят работать или их понимание работы кардинально отличается от моего;
  • “хочешь сделать хорошо – сделай сам” – отличный принцип, в действенности которого я регулярно убеждаюсь. Но в таком случае не понятно, за что сотрудникам платить зарплаты, налоги на них и заботиться о них? Если в результате то, что они делают приходится переделывать, терять клиентов из-за их медлительности – зачем такие сотрудники? А других в условиях маленького агентства нанять очень трудно. В результате я много делаю сама, т.к. кроме меня никто никогда не будет так беспокоиться о развитии агентства и удовлетворенности клиентов. И я устала. Очень устала. Каждую секунду меня дергает то клиент (который просит объяснения, почему в этом месяце прирост аудитории 100 человек меньше, чем в прошлом), то сотрудник (который не в состоянии принять решение о том, что сделать в той или иной ситуации или не готов брать на себя ответственность, но с радостью выполнит то, что ты ему скажешь), то потенциальный клиент (ждет предложения, которое должно было быть выслано еще вчера, но по причине того, что у сотрудника что-то где-то случилось, не было выслано в срок), то еще один потенциальный клиент (который хочет, чтобы ему вот сейчас по телефону задали все вопросы, а не отправляли дурацкий бриф, на заполнение которого у него как у очень занятого человека конечно же нет времени), то еще один заказчик (который просит перенести встречу, когда ты уже едешь на нее). А параллельно еще приходится ругать одного сотрудника, за то, что написал клиенту письмо с такими грамматическими ошибками, что даже у меня волосы встают дыбом, добиваться у второго ответа на вопрос, почему предложение клиенту не было выслано вчера, объяснять клиенту, что то, чего он вдруг захотел не вписывается в оговоренный бюджет и должно быть оплачено отдельно, звонить потенциальному клиенту и извиняться за то, что мы не успели создать мероприятие и запустить таргетированную рекламу потому что он сообщил о точной дате мероприятия за день до его проведения (а работа-то оплачена). Все это мне приходится делать самой;
  • в конечном счете бизнес в одиночку для меня оказался непосильным. Слишком уж тяжело морально принимать все решения одной и контролировать все, удовлетворять потребности и клиентов и сотрудников, не иметь возможности разделить с кем-то ответственность. Найти партнеров, как это ни странно оказалось тоже невозможно для меня. Одни слишком амбициозны для того, чтобы работать с малым и средним бизнесом. Другие ноют, что надоело работать на дядю, а как только предлагаешь им долю в бизнесе и отсутствие зарплаты на первое время, сразу вспоминают, что стабильный доход для них крайне важен. Третьим кажется, что вхождение в готовый бизнес – это легко и не придется ничего решать и чем-то рисковать. Четвертые считают, что нужно брать любые проекты не заботясь о качестве работы. Продолжать можно бесконечно – я много с кем общалась на эту тему. Разделить тяготы управления компанией оказалось не с кем.
В конечном счете я поняла, что если еще немного просуществую в таких вот условиях, то просто съеду с катушек, а мои цели так и не будут достигнуты. Я хочу делать качественные проекты, хочу работать с профессионалами, и готова работать на результат. Но либо я что-то делаю не так, либо обстоятельства так складываются. У меня это не получается. Я не боюсь признавать своих ошибок, не боюсь говорить в открытую о том, что я не смогла выстроить агентсткий бизнес. И мне совершенно наплевать, что кто-то сейчас будет ехидно улыбаться и говорить, что “еще одно SMM-агентство” закрывается. Да закрывается. Но я не считаю, что мы были «еще одним агентством». Я хотела, чтобы мой проект отличался от других. Да, я не справилась со всем, что взвалилось на мои (хоть и не очень хрупкие) плечи. А разделить эту ответственность оказалось абсолютно не с кем. Нести все это не себе мне морально слишком тяжело, чтобы продолжать. А главное, я поняла, что путь бизнеса – это не мой путь. Не то, что позволит мне достичь своих целей и реализоваться как специалист, а не только управленец.

В связи с этим, я приняла решение сменить такой звучный статус собственника бизнеса и генерального директора на статус рядового сотрудника компании. Для меня по-прежнему важно работать с профессионалами, делать свою работу на высшем уровне, работать на результат и иметь дело с компаниями, ценности которых я разделяю. Только помимо этого для меня теперь еще стала очень важна работа в команде и получение морального удовлетворения и материального результата от моих усилий.

Я ухожу с поста генерального директора агентства “Карамель” и буду неспешно искать работу своей мечты.

Я пока что не решила окончательно, хочу ли продолжать дальше заниматься Social Media или же вернуться к своей давней мечте и реализовать себя в сфере управления персоналом. В интернет-продвижение судьба меня закинула совершенно случайно. И теперь мне предстоит еще и решить, хочу ли я дальше развиваться в этом направлении или же все-таки стоит вернуться немного назад и исполнить старую мечту.

Если же я и буду работать в Social Media, то это точно будет работа не в агентстве. Я верю, что по-настоящему эффективный проект я смогу реализовать, если полностью буду погружена в него и буду жить жизнью компании, разделяя ее ценности, а не распаляться между множеством проектов.

Если это будет сфера управления персоналом, то часть необходимых для этого навыков у меня есть, другой части я без проблем обучусь, а опыт работы в Social Media тоже можно успешно интегрировать в HR-процессы и я даже вижу, как это сделать.

Определиться мне предстоит в ближайшее время. Так что теперь я открыта к диалогу и буду рада, если у кого-то из хорошо знакомых мне людей и знающих меня как специалиста и человека, будут для меня какие-то предложения. Помимо прочего, я готова открыть для себя новые области, если заинтересуюсь ими и почувствую свои силы быстро обучиться неизвестному и показать хороший результат. Если хотите поработать со мной – пишите. В ближайшее время выложу свое резюме.

На этом все.

1 комментарий:

  1. Почему я больше не буду торговать пирожками:
    1. Прохожие часто проходят мимо и покупают гамбургеры в МакДональдсе
    2. Большинство, если не сказать все, мои клиенты не смотрят в будущее, а озабочены сиюминутным утолением голода
    3. Мои клиенты не особо заботятся о своем здоровье
    4. Высокая конкуренция не позволяет мне на равных конкурировать с позорными Subway, Сбарро и прочими Шаколадницами. Почему выбирают их, мои беляши намного вкуснее и полезнее, тем более мне надо заработать, неужто не понимают, эти тупые клиенты.
    5. Большинство клиентов оценивает мои порижки по внешнему виду и свежести, не уделяя никаого внимания, тому факту, что пеку я их под классику и на стене в кухне висит оригинал Моне.
    6. Пирожков покупают мизерное количество. Всего 1-2 на человека, хотя я бы советовал покупать им по 5-10 килограмм и по цене 150-250 баксов за штуку. Меня бы это устроило

    ОтветитьУдалить