понедельник, 11 февраля 2013 г.

Сергей Медведев: "Атлант расправил плечи": почему россияне читают скучную книгу"

Алиса Зиновьевна Розенбаум

Michelino: наконец я нашел вменяемый критический отзыв о "популярной" и раскрученной книге полусумасшедшей российской подданной и гражданки США Алисы Зиновьевны Розенбаум, которая известна под псевдонимом Айны Рэнд.

Раскрученная книга сомнительных идей, активно преподносилась издательством "Альпиной Паблишер", как "откровение для российского менеджмента" и фактически последние 3-4 года была паровозом продаж их бизнес-линейки.

Хотя любой вменяемый человек, изучивший творчество госпожи Розенбаум, был в удивлении от таких посылов...

Чего не сделаешь ради продаж. И вот, профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев в Forbes опубликовал очень достойный критический отзыв "Атлант расправил плечи": почему россияне читают скучную книгу" толпе "хомячков и почитателей" бреда "американского way" по "головам собратьев" от Алисы Розенбаум.

Почему идеи Айн Рэнд оказались востребованы в российском обществе офисных джунглей и безответственной власти.

Бывают на свете бездарные книги, которые вызывают общественный резонанс. В 60-е и 70-е годы XIX века мыслящая Россия зачитывалась романом Чернышевского "Что делать" — произведением, напрочь лишенным литературных достоинств, из которого, однако же, целое поколение русской интеллигенции извлекло смысл жизни. 

Сергей Медведев
Нечто похожее у нас случилось с книгами Айн Рэнд. Сами по себе эти увесистые тома скучной прозы с ходульными героями, вымышленными сюжетами и картонными страстями не представляют никакого художественного интереса, а ее так называемая философия объективизма сводится к нехитрому утверждению, что эгоизм есть наивысшая добродетель, а капитализм — наилучшее общественное устройство. Все это изложено с простодушием и прямолинейностью какого-нибудь "Пятого сна Веры Павловны" из того же Чернышевского. Однако романы Айн Рэнд надежно прописались на полках книжных магазинов в разделах бизнеса. Особенно популярны они среди молодежи, которая находит в них ответы на какие-то важные для себя вопросы. 

Причина такой популярности, видимо, в том же самом, что заставляет людей ходить на тренинги по манипуляциям и жестким переговорам, осваивать боевые искусства и вывешивать в социальных сетях антисоциальные статусы типа «улыбайтесь чаще, это всех раздражает»: основным законом жизни стала внутривидовая конкуренция и борьба за выживание. Распад социальной ткани общества обнажил биологические механизмы естественного отбора. От общества по Марксу, которое пыталось построить общее благо, мы перешли к обществу по Дарвину, где выживает сильнейший.

И тут как нельзя кстати пришлась жизненная философия Алисы Розенбаум (настоящее имя Айн Рэнд), уехавшей в 1925 году из СССР и пробивавшейся к успеху в США в "ревущие двадцатые" и "лихие тридцатые", писавшей сценарии для Голливуда и сформулировавшей свое кредо устами героя "Атлант расправил плечи" Джона Галта: "Никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня".

В ее судьбе и воззрениях видят пример миллионы менеджеров, попавших из сонной советской провинции в рыночный котел мегаполиса, на своих боках ощутившие давку московского метро и законы офисных джунглей.

Скандальные заявления бывшего члена Общественной палаты и борца за здоровый образ жизни Максима Мищенко о том, что лучше помочь десяти легко больным, чем одному умирающему, — не бред отдельно взятого единоросса, а проявление крепнущей идеологии социал-дарвинизма. Недавно знакомый социолог, преподаватель известного московского вуза, обсуждала со студентами «закон сирот» и с ужасом обнаружила, что многие вообще не хотят видеть в обществе сирот-инвалидов, предлагая "решить вопрос" путем абортов или эвтаназии, оставляя жить лишь тех, кто может принести пользу обществу. 

Все это можно было бы списать на честолюбие молодых менеджеров, если бы социал-дарвинизм на деле не стал идеологией власти. Фактический отказ от бесплатного высшего образования и бесплатной медицины, ликвидация Владимиром Мединским государственных культурных институций, слияние школ и укрупнение районных поликлиник, тотальная коммерциализация ЖКХ — жесткое приземление двадцатилетнего цикла либеральных реформ вписывается в общую тенденцию на "разгуманитаривание" и дегуманизацию общества. 

Несколько лет назад, когда Андрей Илларионов еще был советником Владимира Путина, он предлагал своему шефу прочесть Айн Рэнд. Неизвестно, ознакомился ли президент с текстами, но это не столь важно: когорты ее последователей уже обустраивают российскую жизнь по законам хищнического индивидуализма. Прошло время русской литературы с ее гуманистическим пафосом, чеховскими "человечками с молоточком" и достоевскими "слезинками ребенка". Пришло время эффективных менеджеров: их книг, их законов, их фюреров.

2 комментария:

  1. Полностью согласен. Книга абсолютно не интересна и не несет никакой полезной функции. Вот комментарий Глеба Архангельского, который эту штуку перечитывает пару раз в год "Первые страниц 100-150 нужно перетерпеть, дальше художественная косноязычность уйдет на второй план и будет действительно интересно." http://glebarhangelsky.livejournal.com/183339.html

    И это говорят адепты госпожи Рэнд.

    ОтветитьУдалить
  2. Радиопередача "Археология" Сергей Медведев. Полный архив программы [2009-2013, MP3, СBR 40 kbps]
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4442810

    ОтветитьУдалить