Стало очень модным спорить на тему о том, может ли журналистика существовать при интернете, не станет ли интернет именно основным источником информации, что вот Twitter, блоги и так далее? Я всегда говорю: "Нет, конечно же, потому что это непрофессиональная журналистика. Это совсем другое".
Со мной разные люди не соглашаются. Но недавно я набрел на чрезвычайно интересный опыт, который провели в Америке, который, как мне кажется, подтверждает мою точку зрения.
А сделали так. Опубликовали абсолютно выдуманную историю о том, что группа ученых в одном из американских университетов создала новый препарат, который обладает невероятно сильными антибактериальными свойствами, что, конечно, для медицины большое дело. "Но, - говорится в этом материале, - вместе с тем этот препарат может быть опасным с точки зрения сохранения чистоты питьевой воды". То есть абсолютно короткое журналистское сообщение.
Дальше пошло всякого рода обсуждение в интернете. Одни говорят так "Надо быть идиотом, чтобы не понимать, какой это потрясающий прорыв, что появился препарат, который используется для борьбы с бактериями разными". Другая точка зрения: "Надо быть абсолютным идиотом, чтобы не понимать, что угроза для чистой воды – это куда страшнее и перевешивает то положительное, что есть в этом препарате".
Потом стали опрашивать людей, и выяснилось, что отрицательное мнение, оказывается, куда сильнее положительного. Что в результате этого отрицательного мнения у людей, у большинства возникло твердое убеждение, что этот препарат никуда не годится.
То есть понимаете, журналистика здесь не причем, а причем личное мнение. А так как люди всегда склонны скорее отрицательно оценивать что-то новое, особенно если есть как будто бы за что, то оно так и получается.
Другими словами, журналистика, которая должна быть объективной, честной, показывать обе стороны, если их две, а то и три, и четыре, это совсем не то же самое, что блоги или Twitter, где каждый отдельный человек высказывает только свое мнение и не признает никакого другого. Это, все-таки, как ни говори, не журналистика, а нечто из другой области. Я не против, но не обольщайтесь: это никогда не заменит журналистику. Это мое твердое убеждение.
Удачи вам.
Я не очень люблю Познера, хоть и считаю его очень хорошим журналистом и интеллигентом. Что-то мне не нравится и в чем-то чувствуется фальшь (от личной дружбы с Абрамовичем до хитрых медийных вбросов), хотя возможно это уже "веяние времени", когда за каждой вежливостью ищешь подвох, а "сморкаться в занавески" стало модным и повсеместным трендом.
Но в этой заметке Познер интересно и справедливо показал разницу между журналистом и блоггером. Полностью с ним согласен, что блоггер всегда предвзят и журналистика не умрет, как вид работы...
Научно-технологический прогресс сильно изменил новостную/репортажную фотосъемку. Если в 80 и 90-е года этот бизнес был уделом 500 фотографов в мире (речь о военных и политических корреспондентах, которые мотаются по миру), то сейчас любой обладатель смартфона может снять "кадр".
Папарацци стали узким классом, а фотографы от СМИ умерли как класс. Появились фото-скауты, которые работают в горячих местах и точках, а потом продают свои материалы тем СМИ, кто готов их купить. Глянцевые журналы также пользуются услугами фотографов и фотоателье.
Журналистика пока не может найти свое места в онлайне. Идет борьба между СМИ и поисковиками. Идея платного контента и бесплатного четко разделили рынок СМИ и книгоиздания. Кто победит сложно сказать, но восприятие информации у потребителя меняется. Мобильный трафик составляет около 90% от общего и это говорит о многом...
В России же из-за крайне слабых СМИ и их зависимости от ФПГ, блоггеры пока играют большую силу в плане инфоповодов, но на узкие целевые группы читателей. В провинции это еще заметней. В той же Самаре большая часть околополитических блоггеров занимаются сбором "конвертов" и им без разницы о ком и о чем писать. И этим они похожи на региональных журналистов, которые в большинстве своем пишут "не думая".
Журналистика не умрет, но будет другой! Читатели уже другие!
Комментариев нет:
Отправить комментарий