Кризис идей, кризис в читательской среде, кризис в экономике и масса амбициозных проектов, которые были запущены на заемные средства - вот описание подходящее под большое количество СМИ. Кризис приводит к захлопыванию деловых СМИ. Тот же "Эксперт-ТВ" был закрыт с долгами по зарплате и выводом активов (см. "Эксперт-ТВ" повторно умер!).
А вот западные примеры:
Julia Ekel |
- Financial Times Deutschland (Тираж 100 тыс. экземпляров ежедневно) показывала убытки с момента своего основания в 2000 году. "На этом фоне мы не видим никакой возможности продолжать выпускать Financial Times Deutschland" — из заявления Юлии Йэкель, председателя совета директоров издательского дома Gruner+Jahr, было более чем откровенным.
- Заявку о банкротстве подала и одна из крупнейших и самых известных газет Германии — франкфуртская "Frankfurter Rundschau". Газета, имевшая тираж 117 тыс. экземпляров, могла похвастаться 67-летней историей и отличной репутацией. Однако это не спасло ее от краха. Тиражи Frankfurter Rundschau сокращались последние несколько лет, надежды на привлечение молодых читателей с помощью перехода на таблоидный формат не оправдались.
Цитата: Ухудшение финансового положения печатных СМИ сами владельцы газет традиционно связывают с появлением интернета. На первый взгляд такая точка зрения выглядит убедительной: на протяжении последних 12 лет рекламные бюджеты действительно мигрируют в интернет.
Werner D'Inka |
"Перенос модели качественной журналистики в цифровой мир пока не работает. Читатели и пользователи интернета привыкли, что в сети все бесплатно. С другой стороны, доходы от рекламы преимущественно оседают в карманах владельцев поисковых машин и не служат задаче создания качественного контента", — сказал "Эксперту" Вернер Д’Инка из FAZ.
"Конечно, сложно оценить ситуацию со стороны. Однозначно прибыльным является онлайн-издание Wall Street Journal, однако у этой газеты очень специфическая аудитория, с большой долей высокопоставленных менеджеров. Кроме того, дорогую подписку на онлайн-версию WSJ часто оплачивают компании.
Интересна оплатная стратегия газеты The New York Times, основывающаяся на частотности обращения к изданию. Первые 20 статей в месяц читатель получает бесплатно, а те, кто читает газету чаще, должны платить", — рассказал господин Д’Инка.
Цитата: "Немецкая ситуация отличается от США, где доходы от рекламы составляют 80 и более процентов от выручки газет, и поэтому печатные СМИ больше подвергаются конъюнктурным и рекламным кризисам", — полагает господин Д’Инка. По словам эксперта, в Германии все еще остаются возможности для консолидации рынка.
По мнению газетного издателя, рынок печатных СМИ Германии будет и дальше переживать трансформацию, связанную с изменением читательских и потребительских привычек немцев. Надо понимать, что сегодня отчетливо наблюдается тенденция к эпизодическому чтению. Многие читатели, в том числе молодые, не против печатных газет, однако просматривают их не каждый день. Визуальные привычки читателей и вообще привычки чтения также изменились. Видимые образы играют все большую роль.
Кстати такую же систему использует и российская "Ведомости" (20 бесплатных статей в месяц), которая наконец то стала закрывать убыточные начинания в виде онлайн-магазина сувениров и т.п.
Кстати такую же систему использует и российская "Ведомости" (20 бесплатных статей в месяц), которая наконец то стала закрывать убыточные начинания в виде онлайн-магазина сувениров и т.п.
Frank Schirrmacher |
Цитата: Появление интернета, таким образом, уникальное событие, когда внедрение нового технического средства передачи информации подрывает экономику прежних СМИ.
По мнению крупного эксперта в области СМИ, соиздателя FAZ Франка Ширрмахера, свою роль в этом кризисе сыграло создание газетами онлайн-редакций и попытка играть на рынке интернет-информации. Именно этот переход на чужое поле подорвал финансовую устойчивость газет.
"Посмотрите на нашего коллегу Вольфганга Блау, главу онлайн-редакции еженедельника Die Zeit. Он ни разу даже не приблизился к показателям прибыльности, живя за счет издания, чьи материальные основы существования он регулярно ставил под сомнение", — заявил на прошлой неделе господин Ширрмахер в своей программной статье "Будущее журналистики".
В России ситуация не лучше. Хотя "игрушки"-проекты у СМИ отличаются. Если бесплатные газеты наподобие "Ва-Банка" скупают в регионах по хорошим ценам региональные новостные порталы (и даже завели отдельную дочку под цифровые медиа - Hearst Shkulev Digital) c:
- нижегородского портала NN.ru (www.nn.ru),
- самарского городского сайта Самара24 (www.samara24.ru),
- пермского городского портала PRM (www.prm.ru),
- сочинского интернет-портала Сочи-Экспресс (www.sochi-express.ru),
- региональный портала России – НГС (www.ngs.ru). Проект НГС оперирует 7 городскими порталами на следующих территориях: Новосибирск, Красноярск, Омск, Томск, Иркутск, Барнаул, Кузбасс.
- екатеринбургский портал Е1 (www.e1.ru) у компании "Вымпелком".
И политика массовых бесплатных газет понятна, т.к. у них конкуренция между собой за новости вытесняется в интернет и социальные сети. Им важна аудитория для рекламодателей, а не доходы от чтения материалов.
Хотя британский таблоид "Sun" пошел по другому пути - и вводит платный доступ к своему сайту в этом году.
В 2012 году российские газеты и журналы повысились в цене на 12% (по данным Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП)). Подорожание изданий связано с падением тиражей за последние два года, когда они снизились на 3-7%. Эксперты рынка печатной продукции считают нормой остаток в 14% тиража, т.к. его можно оставить "про запас" и использовать в подписке или каких-то акциях (нужно четкое планирование и не долгий временной разрыв, а то будет как на одной московской конференции, где раздавали деловые журналы полугодовой давности). В третьем квартале 2012 года 14% напечатанного тиража трех крупных газет ("Аргументы и факты", "Жизнь" и "Комсомольская правда") оказались нереализованными. А некоторые издания наращивают тираж, например журналы "Итоги" и "Коммерсантъ-Власть".
У платных газет появились свои игрушки - деловые онлайн тв-каналы. И как я уже писал для большинства даже крупных игроков заканчивается печально (закрытие "Коммерсант-ТВ", "Эксперт-ТВ" и т.п.).
Хотя британский таблоид "Sun" пошел по другому пути - и вводит платный доступ к своему сайту в этом году.
В 2012 году российские газеты и журналы повысились в цене на 12% (по данным Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП)). Подорожание изданий связано с падением тиражей за последние два года, когда они снизились на 3-7%. Эксперты рынка печатной продукции считают нормой остаток в 14% тиража, т.к. его можно оставить "про запас" и использовать в подписке или каких-то акциях (нужно четкое планирование и не долгий временной разрыв, а то будет как на одной московской конференции, где раздавали деловые журналы полугодовой давности). В третьем квартале 2012 года 14% напечатанного тиража трех крупных газет ("Аргументы и факты", "Жизнь" и "Комсомольская правда") оказались нереализованными. А некоторые издания наращивают тираж, например журналы "Итоги" и "Коммерсантъ-Власть".
У платных газет появились свои игрушки - деловые онлайн тв-каналы. И как я уже писал для большинства даже крупных игроков заканчивается печально (закрытие "Коммерсант-ТВ", "Эксперт-ТВ" и т.п.).
В той же Самаре ряд новостных порталов пытаются создать ТВ-контент и называют это онлайн-тв, но при низком трафике и ориентацией на pr-бюджеты в политических баталиях, фактически не выйдут из стадии "рождения проекта".
Владимир Сунгоркин |
Из-за убытков "Комсомольская правда" сократит число ежедневных выпусков в регионах и на треть снизит фонд оплаты труда местных редакций.
Сейчас издательский дом теряет на ежедневных выпусках в регионах 250 млн руб. в год, еще столько же — на своей радиостанции и телеканале. Закрывать радио и телеканал Сунгоркин считает неправильным: это "перспективное направление", которое через пять лет должно давать "устойчивую прибыль".
Сократить убытки газеты в регионах он рассчитывает за счет отмены выпусков по понедельникам, четвергам и субботам — это должно дать экономию в 25 млн руб. ежегодно — и сокращения редакции на треть (еще 50 млн руб.). В оставшихся выпусках будет больше страниц, больше журналистских текстов, поэтому рекламу в них можно будет продавать дороже, рассчитывает гендиректор издательского дома.
В части регионов (например, в Омске и Ярославле) газета вообще откажется от розничных продаж и перейдет на бесплатное распространение, логистика которого гораздо дешевле.
Вот полный текст "опусов" Сунгоркина (про сокращение персонала и т.п.). Причем заголовки в региональных СМИ говорят о многом - "Комсомольская правда" в ближайшее время начнет массовые сокращения" (якобы начнут с Екатеринбурга). Генеральный директор жалуется на "сокращением розничной сети по продаже прессы и все большим влиянием чиновников на местные СМИ". Но при этом повторяет типичную "ошибку инвестора" - "почти выиграл".
Ситуация, когда вложенные средства и усилия в проект, делают сложным закрытие его, даже если он затягивается или не дает нужных результатов. Это связано с биохимией человеческого мозга - мы получаем такое же удовольствие от 90% проекта, как от 100%. Мозгу нет разницы - удался проект полностью или нет. Так и в случаях с инвестициями - когда нужно "резать косты" (расходы и закрывать убыточных "собак"), инвесторы начинают за счет основных проектов ("коров" или "звезд"), которые генерируют прибыль, спасать свои "детища", которые "нельзя закрывать".
"Коммерсант" быстро одумался и сам закрыл свое ТВ, хотя для этого им понадобился новый топ-менеджер со стороны (см. интервью на эту тему). ИД "Эксперт" вывел активы и кинул сотню сотрудников на зарплату за квартал, а что делает "Комсомольская правда"? Оставляет ТВ-активы, как есть и начинает резко сокращать в два раза выходы в печать, персонал редакций газет и т.п. Это при том, что самарские новости от КП на их сайте постят студенты-заочники и уровень зарплат там не очень высок.
Лично мне кажется, что "КП" совершает большую ошибку и результаты будут видны через год или два. Хоть у них не деловое ТВ, а больше развлекательно-информационный, итог как мне кажется будет один и тот же. Не говоря у же о "нейминге" канала, который точно ассоциируется не с интересным ТВ.
Виктор Шкулев |
И в этом плане политика "Ва-банка" Шкулева куда понятней - уход в интернет к новым читателям, без создания ТВ-канала не понятно для кого:
Уменьшается и аудитория газет, прежде всего ежедневных, указывает еще на одну проблему Шкулев: старые читатели вымирают, молодое поколение не приходит, а читатели среднего возраста переходят на другие форматы, чаще покупают журналы, смотрят телевизор, осваивают интернет.Поживем и увидим, а пока запасемся попкорном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий