Ellis Hamburger |
Журналист издания The Verge Эллис Гамбургер (Ellis Hamburger) написал пост "Facebook's friend problem", в котором поднял актуальный вопрос "качества" друзей в соцсети.
Эллис пишет еще для SAI и Business Insider. Его любимые темы Фейсбук, мобильные приложения, Spotify и т.д. Не любит писать о b2b.
Когда в 2007 году я только поступил в Университет Мичигана, каждый человек говорил мне добавиться в друзья на Facebook. В то время даже после самой короткой встречи можно было быть уверенным в том, что при следующем заходе в соцсеть там обнаружится несколько новых заявок на добавление в друзья. Получался такой интересный микс — с одной стороны, это давало ощущение популярности, а с другой — позволяло быть хорошо информированным о том, как идут дела у ближайших друзей и знакомых.
В ленте было много всего интересного — от цитат разных девочек из Курта Воннегута до фотографий со вчерашней вечеринки. Более затягивающую веб-страницу, чем ньюсфид Facebook, было трудно себе вообразить.
Теперь, когда я уже давно не в колледже, и друзей у меня куда как меньше, посты людей из прошлой жизни всплывают у меня в ленте, как какие-то призраки в ночи. Интеллектуальные алгоритмы Facebook почему-то считают, что мне всё ещё есть дело до того, как идут дела у людей, которых я сто лет не видел. Почему именно события их жизни должны быть в моей "газете", как в последнее время часто описывает свою соцсеть Марк Цукерберг? Это получается какая-то вчерашняя газета, а в результате — Facebook становится все менее релевантным.
В реальном мире потеря контакта с людьми происходит естественным и безболезненным образом, но в Facebook нельзя просто взять и расфрендить человека — это может повлечь обиды и недопонимание, да и вообще воспринимается как какой-то акт агрессии. В итоге — лента забита постами-призраками от людей, которые уже давным давно забыты в обычной жизни. Каждый пользователь соцсети сталкивается с этой проблемой — когда список "френдов" в соцсети превышает число реальных друзей, включая в себя всех, с кем так или иначе человеку удалось пересечься лет за 8-10, в ньюсфиде начинается какая-то вакханалия.
Поэтому для тех, кто пользуется Facebook уже много лет, этот сервис просто не работает так, как должен. Учитывая скорость, с которой у новых пользователей растут контакт-листы, скоро все прелести этой проблемы на своей шкуре ощутят и они.
Университет
Годы колледжа — отличное время для социальных взаимодействий. Именно в университете модель дружбы "по Facebook" имеет смысл. Тогда тот факт, что кто-то добавил вас в друзья, означал получение полного доступа к фотографиям, статусам, событиям и новостям в прошлом, настоящем и будущем этого человека.
Несколько лет спустя использование Facebook превратилось в нахождение в толпе родителей, учителей, друзей, двоюродных братьев и сестер, одноклассников и коллег, каждый из которых публикует кучу самого разного контента — кто-то хвастается своими свершениями, кто-то просто делится информацией о том, что съел на обед. Исследования показали, что люди теперь рассматривают Facebook как публичное пространство. Если в компании Марка Цукерберга хотят, чтобы пользователи относились к ленте новостей, как к важному источнику информации о своих близких, то, видимо, им следует пересмотреть свое определение "дружбы".
Felix Reed-Tsochas
|
Несмотря на то, что общаться сейчас легко, как никогда, похоже, наша способность устанавливать близкие эмоциональные отношения конечна. Человек может поддерживать близкие отношения лишь с небольшой группой людей, и новые друзья вытесняют старых.
Это значит, что даже при наличии смартфонов, под завязку упакованных социальными приложениями, студенты-испытуемые не смогли завести больше друзей, чем у них было до того. Просто на смену старым, менее важным людям, пришли новые и более актуальные.
Facebook, очевидно, хочет опровергнуть "Числа Данбара", теорию, которая описывает число максимально возможных социальных связей для человека, но исследование Рид-Точаса говорит, скорее о том, что переделать людей довольно трудно, и мы по-прежнему не можем иметь чересчур много близких друзей. Дружба непостоянна, а реальная жизнь — не колледж. Многие социологи убеждены, что для возникновения дружеских отношений должны одновременно выполняться три условия:
- общие интересы,
- повторяющиеся контакты,
- общая комфортность общения.
Возможность собрать в одном месте вообще всех своих знакомых больше не является чем-то новым и необычным. Никто из нас не хочет каждый день читать новости людей, с которыми раз или два пришлось мельком пересечься.
Интеллектуальные алгоритмы Facebook пытаются показывать нам только релевантный контент, но в ситуации, когда новые друзья добавляются куда быстрее, чем удаляются старые, часто вся их работа сводится к тому, чтобы стараться не показывать одного человека слишком часто. Наверняка, когда кто-то говорит "Я ненавижу Facebook", на самом деле имеется в виду что-то вроде "я хотел бы, чтобы мне показывали больше постов от моих реальных друзей, а не от незнакомцев".
С другой стороны, Facebook пытается стимулировать как раз более кулуарный обмен информацией с помощью функции списков людей, которые будут видеть определенное сообщение. Но у таких постов в ньюсфиде нет каких-то особых отметок, и понять, что это написали только для тебя, довольно трудно. В Snapchat, к примеру, такой проблемы нет — там все ясно сразу. Несмотря на то, что забивать в список людей по одному — это лишняя работа, исследования показали, что пользователи Snapchat публикуют контент, в среднем, чаще, чем аудитория Facebook.
Facebook позволяет также добавлять пользователей в специальный список, только члены которого смогут приглашать пользователя на события и писать ему личные сообщения, но при этом будут видеть только публичные посты. Этот список — яркая иллюстрация архаичности модели друзей в соцсети. В нем объединено слишком много функций и связанных с ними упрощений. Например, если вы дали кому-то свой номер телефона, это еще не значит, что вы хотите, чтобы этот человек видел все ваши фотографии за годы жизни. Facebook планирует обновить настройки шэринга таким образом, чтобы пользователям стало понятнее, делятся ли они в конкретный момент информацией с широким кругом людей или лишь с некоторыми из своих друзей. Но этот подход неверен. Нет проблемы друзья VS публика. Проблема в том, что в списке друзей больше нет друзей.
В прошлом декабре Facebook добавил кнопку "Отписаться" на профили пользователей, что дало возможность убирать людей из ленты, без необходимости удалять их из друзей. Эта функция была и раньше, но она называлась по-другому и была закопана глубоко в меню.
После нововведений число отписок на Facebook втрое превысило все предыдущие показатели — явное подтверждение тезиса о том, что пользователи не прочь разобраться с перегруженностью своих лент.
Параллельно с этим, в других приложения (например, в том же Instagram) успешно функционирует другая модель, когда пользователи видят контент не на основе абстрактной дружбы, а просто подписавшись на того или иного человека. В таких сервисах пользователи куда сильнее ограничены во взаимодействиях, что является благом по сравнению с Facebook, где тот факт, что кого-то добавили в друзья, дает человеку право бомбардировать пользователя приглашениями на события, написывать сообщения и постить надписи на стену, которые могут увидеть родственники и друзья.
Facebook пытается соответствовать чаяниям своих пользователей, но пока что соцсеть лишь обновляет и дополняет уже имеющуюся систему, не меняя ее кардинально. Можно было бы перейти от модели друзей к пониманию изменчивости реальной дружбы в реальной жизни, ну или по крайней мере сильнее выделять в ленте посты, которые предназначены лишь для небольшого числа глаз.
В конце концов, можно было бы сделать отдельный список контактов в мессенджере — ведь, если вы хотите кому-то написать сообщение, не факт, что вы не прочь дать ему доступ к своим детским фотографиям.
Конечно, сказать проще, чем сделать — тот же пример Google+ говорит о том, что людям неинтересно поддерживать различные круги друзей. Проблема очень сложна и идеального решения нет, но модель Instagram кажется более адекватной и дает больше возможностей для управления своим ньюсфидом.
Конечно, не нужно полностью убивать возможность "публичного" шэринга. У этой функции есть свои плюсы, например возможность видеть фото, в которых отметили друзей, а не только фото, которые эти друзья сами опубликовали. Нужно лишь сделать так, чтобы эта публичность не была основной чертой Facebook. Многие люди хотят поделиться своими новостями с коллегами, семьей или друзьями, многие из них в таком случае пишут электронные письма, а не посты в соцсети. А, значит, Facebook есть над чем поработать. Группами в Facebook пользуются более 500 млн человек, и недавно Цукерберг говорил о том, что компания планирует уделить этому сервису больше внимания в будущем.
Существует множество способов для общения, которыми хотят пользоваться люди, и собирать все их в одно красивое синее приложение нет никакого смысла.
Лучшие друзья #прямосейчас
Несмотря ни на что, Facebook остается простейшим способом связаться со всеми друзьями и членами семьи. Параллельно с этим пользователи (особенно на мобильных устройствах) переходят к использованию более узкоспециализированных сервисов — Snapchat для общения с близкими друзьями, Slack для общения с коллегами по работе, различные мессенджеры для быстрого общения, Instagram для фотографий и т.д. В этом плане стремление Facebook "объять необъятное" выглядит странновато. Да, соцсеть все еще лучшее место в интернете, чтобы поделиться фотографиями с друзьями, но думать , что все знакомые, которые у нас появились в течение жизни, являются нашими друзьями — это какой-то устаревший подход к социальности.
Будущее соцсетей за более четкими и ясными взаимодействиями. Делиться чем-либо со всем миром, как это принято в сегодняшнем Facebook — не лучшая идея. Но, похоже, что в компании это понимают, так что в скором будущем мы можем увидеть интересные новые ходы со стороны социальной сети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий