Среди специалистов, так или иначе занятых в сфере интернет-технологий, распространено мнение, что в 21 веке глупо привязываться к офисам и стандартному рабочему дню с 9 до 18. Некоторые работодатели готовы пойти на то, чтобы разрешить сотруднику работать удаленно, а кто-то после неудачного опыта взаимодействия с фрилансерами, разочаровался в данном подходе и стал его противником.
А как обстоит дело с удаленной работой в сфере SMM? Эффективнее ли работают внеофисные сотрудники, и какие типичные проблемы возникают при организации дистанционной работы над проектами?
Прежде всего, стоит задуматься о том, какие опасности есть для выполнения KPI при работе с фрилансерами. Чаще всего работодателей в такой схеме пугает ее ненадежность – фрилансер может уйти, переключиться на более денежный проект или просто не сделать то, что надо, без видимых причин.
Избежать этого довольно просто. Любые деловые отношения длятся, пока они взаимовыгодны. Если удаленному сотруднику выгодно работать с вашим проектом (хорошая строчка в портфолио, неплохая оплата), вы можете быть уверены в своем фрилансере. Ну почти – есть еще один тонкий момент.
Если главная ваша система мотивации - оплата труда, то стоит разобраться, зачем вашему специалисту нужны деньги.
Есть такое понятие: "500-долларовый чувак". Это человек, которому не нужна зарплата больше 500 долларов, и прибавка свыше этой суммы никак не стимулирует его усерднее трудиться. В этом отношении самостоятельная мама с ребенком и мечтой покажет себя лучше, чем человек с крутым портфолио и отсутствием потребности заработать еще.
В моей команде мы больше двух лет работаем со специалистами, с которыми мы даже не виделись, за это время в команде родилось уже четыре ребенка, и это не мешает бизнесу продолжать расти в 2-3 раза в год.
Секрет - в мотивации. Люди, с которыми мы работаем, знают, зачем им нужны деньги, зачем им нужна работа именно дома, проект им нравится, и они готовы расти и развиваться.
Фрилансер vs Сотрудник в штате
Как правило, заказчики соглашаются на привлечение сторонних специалистов в ситуации ограниченных бюджетов, когда нанять полноценного выделенного сотрудника не представляется возможным, или в случае не сильно крупных проектов, для работы над которыми выделение штатной единицы нецелесообразно.
Отсюда вытекает первый и главный плюс – цена.
Однако есть и обратная сторона медали – при неполной нагрузке специалист работает не только на одну компанию. Соответственно, никто не даст гарантию, что в момент, когда бренду понадобится нарастить объем работ (ввести дополнительные активности или запустить новый проект), удаленный специалист сможет помочь, ведь в этот момент он может быть занят более выгодным проектом.
Для SMM-гуру, решившего попытать счастья на поле самостоятельной работы, ситуация также неооднозначна. Конечно, гибкий график, возможность не ездить на работу по пробкам (а то и вообще переехать жить в другую страну) и осознание того, что ты работаешь сам на себя (нет "начальства") – это то, о чем мечтают миллионы офисных сотрудников во всем мире.
Юлия Денисова, удаленный сотрудник компании "Редкая Марка", считает, что делать выбор между сотрудником в штате или удаленным специалистом следует исходя из задач бизнеса:
"Фрилансер - это, по сути, спринтер, который делает работу, а затем быстро бежит дальше, туда, где больше платят. Удаленный же сотрудник ничем не отличается от своих коллег, сидящих в офисе (с 2013 года его даже законы защищают на том же уровне). Бренды должны выбирать форму сотрудничества с SMM-специалистами – фриланс или штатная«удаленка» – исходя из объемов бизнеса и масштабов стоящих задач по его продвижению. В моем случае, в "Редкой Марке" никак бы не получилось совмещать проекты компании с выполнением других заказов, да и должность, что называется, обязывает работать с полной выкладкой в штатном режиме. А если проект несложный или разовый – то, конечно, проще обратиться к услугам фрилансеров".
Риски
Удаленная работа все еще является чем-то новым для большинства отечественных компаний, поэтому когда дело доходит до воплощения такой схемы на практике, возникает целый ряд вопросов и проблем.
Первый и главный из них – как обезопасить себя от ненадлежащего выполнения работы и гарантировать достижение поставленных целей? В случае удаленного сотрудника в штате компании все довольно просто – ему поставлена задача, и он обязан ее выполнить по закону. При сотрудничестве с независимыми специалистами все усложняется.
Не секрет, что большая часть фриланс-рынка Рунета является "черной", то есть специалисты, выполняющие заказы, не платят с полученных денег налоги, и аналогично компании, прибегающие к их услугам, не стремятся к заключению договора, поскольку это также ведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес.
Существует не так много возможностей для заказчика обезопасить себя от проблем с выполнением работы, а специалисту - иметь гарантии оплаты. Сотрудничество должно быть оформлено документально, поэтому всем фрилансерам, работающим на территории России, стоит задуматься об официальной регистрации своей деятельности, хотя бы в качестве индивидуального предпринимателя – это не так уж сложно и занимает не больше пары недель.
Перед началом сотрудничества в договоре прописываются все вопросы, касающиеся ведения проекта, в том числе оплата за работу – оптимально разбивать оплату на две части, это также минимизирует риски для обеих сторон.
Рабочий процесс
После того как все тонкие моменты с оформлением сотрудничества преодолены, возникает новый вопрос – как именно построить работу с удаленным специалистом? Стоит выделить со стороны компании какого-то менеджера, "ведущего" весь проект, или, следуя часто озвучиваемым западными экспертами мыслям, напрямую связать SMM-эксперта с первыми лицами компании для ускорения работы?
С одной стороны – "прокладки" в виде менеджеров могут ухудшить ситуацию, т.к. часто они не разбираются в вопросах, которыми должны управлять, и все уточняют у начальства. С другой – число людей, с которыми может эффективно взаимодействовать любой руководитель, редко когда превышает 7, а еще лучше – 5 человек, и SMM-специалист явно не в самом начале этой очереди.
Алена Великотская, которая ведет проекты в качестве независимого специалиста (в ее портфолио есть аккаунты в социальных сетях брендов Nike, VetraNet, Maggie), считает, что менеджеры часто усложняют работу удаленного специалиста:
"По моему опыту, с менеджерами намного сложнее. Удлиняется цепочка принятия решений, некоторые специалисты невольно (а кто-то и специально) искажают факты и рисуют руководителю не совсем верную картину хода проекта. На "заимствование" своих идей я уже не обращаю внимание, просто стараюсь, даже при наличии менеджера, держать в курсе ключевых моментов и вышестоящих руководителей – ставлю их в копию при переписке и т.п."
Если говорить о SMM, то неплохим альтернативным решением проблемы организации может стать разделение полномочий. Например, более мелкие вопросы (время выхода постов в группах и т.п.) вполне можно решить и с менеджером, а тонкие моменты вроде обработки негатива от клиентов – с руководящим сотрудником.
При всем этом необходимо понимать, что один из главных ингредиентов удачного SMM – это хороший контент. А создать такой контент без анализа собственного опыта практически невозможно, а кто лучше руководителя компании знает о ее продуктах и услугах? Поэтому, так или иначе, руководство бизнеса должно участвовать в создании контента, с помощью которого удаленный специалист будет продвигать компанию.
Парольная политика
Данный пункт, в принципе, относится к разделу рисков, но ситуации, когда обиженный сотрудник или фрилансер уходит, прихватив с собой все пароли от аккаунтов, встречается так часто, что стоит обсудить этот вопрос отдельно.
Брендам, которые решили вплотную заняться SMM, необходимо запомнить одну простую истину. Вне зависимости от того, будет ли работу вести агентство, сотрудник в штате или фрилансер, абсолютно все группы и аккаунты должны быть зарегистрированы на корпоративные почтовые ящики или созданы непосредственно руководством компании. Затем всем людям, вовлеченным в процесс работы с социальными сетями и сообществами, можно назначить соответствующие права, что позволит им эффективно выполнять свои обязанности, но лишит возможности нанести бренду какой-либо ущерб в будущем.
Отчетность
Существует довольно большое количество руководителей компаний, которые считают, что в плане продвижения и SMM "главное, чтобы нравилось", и не требуют постоянных отчетов о проделанной в этом направлении работы. Естественно, не все специалисты, которые трудятся над проектами удаленно, могут противостоять искушению поддаться этим настроениям и отодвинуть вопрос отчетности на задний план. К сожалению, подобное поведение является ничем иным, как бомбой замедленного действия, взрыв которой обязательно принесет немало негатива в будущем.
Одно из главных свойств интернета заключается в том, что здесь, как говорится, "все ходы записаны", и практически всегда можно найти всю интересующую информацию. Не стоит пренебрегать преимуществами, которые это дает – для SMM-специалиста при текущем уровне развития аналитических средств различных площадок и социальных сетей, сделать отчет о проделанной работе – это задача одного-двух часов. На начальном этапе развития нового проекта такие отчеты можно делать раз в неделю, а когда все процессы будут налажены – вполне достаточно отчитываться об успехах, согласно установленным заранее KPI, раз в месяц (лучше подкреплять отчет скриншотами).
Выводы
Удаленная работа – это прогрессивно, современно, экономично и просто удобно. Если следовать определенным базовым принципам, таким как обязательное заключение договора с удаленным специалистом, с прописанными в нем KPI и финансовыми условиями сотрудничества, а также следовать элементарной бизнес-логике и не отдавать решение важных вопросов на откуп "менеджерам среднего звена" - тот факт, что человек, занимающийся продвижением вашей компании сидит не у вас в офисе, не будет играть никакой роли.
Необходимо понимать, что удаленный работник, в принципе, мало чем по своим человеческим качествам отличается от офисного сотрудника, кроме того, от качества его работы будет также зависеть многое. Поэтому и к подбору таких людей следует относиться со всей серьезностью. Если вы наймете специалиста для удаленной работы "с улицы" без всяких рекомендаций, то это действительно может быть чревато проблемами от невыполнения KPI и срыва сроков до последующих сложностей при расставании.
И напротив – если подойти к подбору удаленного сотрудника/фрилансера также ответственно, как к отбору кандидатов на офисные должности, запрашивать рекомендации, изучать портфолио, выяснять их мотивацию и работать над ней – шансов на то, что сотрудничество сложится и будет успешным, будет гораздо больше.
Автор:
Наталья Одегова - основатель онлайн-тренинг центра и сервиса поиска специалистов по продвижению в Интернет assistor.ru, эксперт региональных сессий ФРИИ и стартап-школ Технопарка Новосибирского Академгородка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий