Если сотрудник задерживается на работе допоздна только из-за того, что не уходит его начальник, или приходит в офис больным — это не повышенная лояльность, а диагноз, который психологи называют презентеизмом.
В российском подразделении Philips решили объявить войну бессмысленному сидению сотрудников на работе. В 2011 г. компания переехала в столичный бизнес-центр Marr Plaza, что на улице Сергея Макеева. В новом офисе число рабочих мест решили сократить на 30% и изменить подход к управлению временем. Сейчас ни у кого из сотрудников, включая генерального директора, нет закрепленного за ним рабочего места. Каждый проводит в офисе столько часов, сколько требует самый короткий путь к результату. За счет внедрения концепции Workplace Innovation во всех своих офисах Philips планирует экономить 28 млн евро в год.
Опасный эффект присутствия
"Раньше мы сталкивались с проявлениями презентеизма", — рассказывает Ксения Евтюхина, менеджер по обучению Philips в России. До 2011 г. в компании действовал традиционный рабочий уклад: строгий график работы с 9.00 до 18.00. "Из-за этого у некоторых сотрудников складывалось ощущение, что от них требуют просто присутствовать на рабочем месте, а не эффективно решать поставленные задачи и управлять временем, — замечает она. — И порой, стремясь показать себя с лучшей стороны, люди создавали эффект присутствия, задерживались на работе, приходили в офис больными". Из-за болезни или переутомления многие не могли полноценно работать, производительность заметно снижалась.
Иногда сами руководители провоцировали презентеизм, пусть и не намеренно. "Например, задерживаясь в офисе допоздна, менеджер показывал, что такое поведение считается нормой и примером для подражания, — объясняет Евтюхина. — Создавалось впечатление, особенно у новичков, что работодатель склонен оценивать скорее процесс, нежели результат, а это плохо сказывалось на продуктивности".
Такой рабочий уклад опасен и для человека, и для компании. Человек проводит слишком много времени в офисе, у него растет общая неудовлетворенность, повышается тревожность, а если продолжать в том же духе — развивается депрессия. Работодатель тоже в минусе: работоспособность и мотивация у сотрудников снижаются, что неизбежно сказывается на финансовых показателях компании.
Запреты или свобода выбора
Денис Каминский |
Поначалу термином "презентеизм" называли ситуацию, когда сотрудник по разным причинам выходит на работу, будучи больным. Позже так стали называть еще и бесцельное сидение на работе. Как такое поведение персонала влияет на экономические показатели компаний, в США начали исследовать примерно 10 лет назад, рассказывает Денис Каминский, партнер компании FutureToday. Есть данные, что компании несут больше убытков не из-за болезней работников, отсутствующих на работе, а из-за их бессмысленного присутствия. Поэтому компании ведут активную борьбу с этим явлением. "В конце рабочего дня отключают электричество и доступ в интернет, охранники выгоняют людей с рабочих мест, а в некоторых компаниях есть правило, запрещающее работать женщинам, у которых уже наступил декретный отпуск", — рассказывает Каминский. Но запреты всегда менее эффективная мера, чем система, основанная на свободе выбора.
В российском офисе Philips сейчас работают по-новому и говорят, что им удалось победить презентеизм. После переезда в компании внедрили глобальную концепцию Workplace Innovation, которая основана на гибкости, мобильности и оперативном взаимодействии между людьми. Сейчас у сотрудников нет не только закрепленных мест, но и фиксированного рабочего дня.
- Человек может приходить в офис в любое время с 7.00 до 11.00,
- а уходить домой с 16.00 до 20.00 или работать удаленно, объясняет Евтюхина.
10 000 рабочих часов
Западная традиция, которая призывает молодых людей трудиться порой по 80-100 часов в неделю, отвечать на любые вызовы "Я могу!", тоже способствует процветанию презентеизма, убежден Каминский. Известная фраза о том, что в любой отрасли, будь то живопись или инвестбанкинг, надо отработать 10 000 часов, чтобы стать профи, стимулирует не только кропотливое совершенствование в своем деле, но и пустое просиживание штанов.
"У меня был подчиненный, который считал, что, пока он не провел ночь на работе, он не вошел в касту настоящих специалистов по консалтингу", — говорит Каминский.
Молодые сотрудники порой становятся жертвами такой традиции, убеждены и в компании Philips. Желание проявить себя заставляет их браться за неподъемное количество проектов. "Отсутствие опыта и неумение распределять время заставляет их задерживаться или отказываться от больничного, из-за чего снижается эффективность, появляется чувство постоянной усталости, исчезает мотивация", — уточняет Евтюхина. Поэтому молодых специалистов сразу знакомят с одним из главных принципов работы в компании: "Я фокусируюсь на результате, а не на процессе".
Руководители проводят с новичками регулярные встречи, чтобы поддержать их, помочь в расстановке приоритетов и планировании проектов.
Отследить презентеиста
Елена Щербинина |
Когда корпоративная культура больше сфокусирована на результатах, чем на контроле за рабочим временем, презентеизм компании не грозит, соглашается Елена Щербинина, директор по работе с персоналом компании Air Liquide: "У нас нет негласных правил, что уходить раньше начальника нельзя или что "ночь работе не помеха".
Одна из самых распространенных причин работы во время больничного — желание сотрудников избежать потери дохода, ведь больничный оплачивается по более низкой ставке. Поэтому, чтобы предотвратить презентеизм, стоит сформировать социальный пакет таким образом, чтобы предупредить такие случаи. По статистике, в Air Liquide средняя продолжительность больничного — семь дней в году, и компания компенсирует сотрудникам разницу в зарплате за недельный больничный.
Менеджерам по персоналу стоит вовремя распознавать этот недуг, считает Евтюхина: "Когда диагноз поставлен, стоит обсудить проблему с сотрудником, выяснить причины такого поведения, договориться с его руководителем или коллегами о коучинге или менторинге". Однако при традиционной организации офисного пространства и рабочего процесса менеджерам по персоналу довольно сложно распознать презентеистов. "Кабинетная система и особая культура в каждой рабочей группе не всегда позволяют оценить, задерживается ли человек в связи с реальной необходимостью или просто так", — говорит она.
Сцылко: http://www.vedomosti.ru/career/news/29318781/sizhu-potomu-chto-nachalnik-sidit?full#cut
By Michelino: статья больше смахивает на заказуху от Филлипс, но сама проблема "презентеизма" в ней поднимается весьма интересно. Я тоже в своей практике сталкиваюсь с такими оборотнями, которые изображают "загрузку", как лояльность к компании или к боссу. Однако стоит их попытаться заставить сделать по Вашему рассписанию, как иллюзия испаряется и ты слышишь что они не могут и не успевают. :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий