пятница, 20 марта 2015 г.

Игорь Рябенький: "Любители конференций - это сплошная головная боль для инвесторов!"

Игорь Рябенький
Управляющий партнер AltaIR Capital Игорь Рябенький написал колонку о том, почему любители конференций - это сплошная головная боль для инвесторов.

Благодаря многолетнему опыту, у меня в запасе всегда есть несколько хороших историй и советов для начинающих предпринимателей. Некоторыми из них я делюсь на своей странице в Facebook, и в конце прошлой недели я опубликовал там примерно следующее:
Начинающим инвесторам от бывалого ангела: если вы видите, что фаундер стартапа, в который вы вложились, становится "великим гуру" - выступает на стартап-тусовках и учит бизнесу других - знайте, что вы проинвестировали карьеру спикера, а не стартап. Его интересует не успех продукта, а лишь рассказы о своем опыте. Старайтесь на корню пресечь "хотелки" подобного рода, а если не успели - можете смело списывать свои инвестиции в убыток.
Запись вызвала ураган обсуждений, который мне захотелось направить в правильном направлении. За несчетное количество мероприятий и бесед я наблюдал и слышал о подобных ситуациях множество раз, и хочу привести несколько примеров для коллег по цеху.

1. Вы поверили в компанию, проинвестировали, а через несколько дней встречаете запись в блоге или натыкаетесь на ссылку онлайн-вебинара на тему "как привлечь деньги", который ведет тот самый фаундер компании, надеющийся прославиться раньше своего продукта.

Однажды весьма яркая и талантливая девушка организовала платный семинар, на который очень быстро привлекла аудиторию из наивных предпринимателей, готовых выложить небольшую сумму за секрет "Великого таинства привлечения инвестиций". Казалось бы, что в этом плохого?

Предприниматель умеет зарабатывать деньги, но зарабатывает их для себя, а не для компании. Вся энергия и большая часть времени ушла на себя, поэтому результат успеха компании оказался печальным и не в пользу инвестора.

2. Фаундер в роли ментора начинает выступать в каком-нибудь акселераторе.

Красоваться перед публикой на местных конференциях не занимает много времени и даже часто полезно, но не в тот период, когда проект стоит на месте. Нельзя учить людей делать то, что не умеешь делать сам.

Фаундер просто-напросто привлек инвестиции, но часто говорит об этом как о большом достижении — упоминает имена инвесторов, приукрашивает речь, которую он толкнул на встрече, причем занимается этим не только в местных акселераторах, а еще и ездит в ближнее зарубежье, просто потому, что с таким багажом в дальнее, как правило, не приглашают.

Когда у инвесторов появляются вопросы из-за подобного поведения, фаундеры обычно говорят примерно следующее: "проекту это ничего не стоит, наоборот, о компании узнает больше людей, все переезды оплачивает приглашающая сторона" и так далее. Они не понимают простой истины: вложенные средства в этот момент вылетают в трубу, потому что проектом плотно никто не занимается.

И вот как-то раз ты беседуешь с такой "звездой" на тему "почему все грустно в проекте", а тебе отвечают примерно следующее: "виноват не я, а весь мир, в частности, инвестор, потому что помогать больше не хочет, а проект ведь отличный, кстати, может быть вы поможете?" Ответ — нет.

Заточенного на самопиар предпринимателя видно сразу, и он будет продолжать этим заниматься, в том время как ваши средства только отсрочат агонию проекта.

3. Предприниматель пишет "умные" буклеты на тему "Начинающий кандидат в мастера прочитает лекцию о том, как стать гроссмейстером" или организует свой курс в каком-нибудь новом акселераторе.

Это мой любимый тип бездарей и самый нелюбимый у акселераторов, ведь в данном случае площадки рискуют и приглашают неопытных людей, скармливая своей же аудитории этот псевдо-контент, в результате чего на выходе получают непригодные проекты и теряют дважды.

Я знаю истории, когда предприниматели с успехом преподавали и помогали другим, и я склонен считать, что это отличная практика. Но, привлекая деньги других людей на воплощение своей мечты, нужно быть честным с ними и с собой и направлять все свои силы только на достижение успеха.

Став успешным предпринимателем, вы сможете правильно учить людей, или, признав свой проект неудачным, всегда будете иметь возможность рассказать другим о своих ошибках.


Комментарий by Michelino: Самара битком набита такими "дельцами". Единственная специфика, что они не "стартаперы" и "фаундеры", а консультанты. Прошел 5-6 семинара, книжку Гандапаса или Манна с подписью получил, умеешь пользоваться Фейсбуком, и вот ты "звезда самарского консалтинга", который с уверенностью может говорить про "99% рынка", хотя из проектов в портфолио выступление перед аудиторией "глянцев ТЦ" или "школотой". 

Я еще понимаю, когда некоторые компании так делают себе паблисити и PR, засылая своих линейных менеджеров для оттачивания навыков выступлений, но когда "вот она звезда Самары", то просто сдерживает мат и обходишь стороной эту "кучку амбиций" на дороге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий