Дмитрий Сурнин |
Он дал участникам "V Медийного конгресса" 12 простых советов, как улучшить контент с помощью дизайна, инфографики, фото и текста. Простыми свои советы назвал сам Сурнин. И объяснил так: их выполнение не требует серьезной технической подготовки и длительного обучения, а лишь работы мозга – главного редакторского инструмента.
Советы Сурнина по подаче контента касаются как газет, так и сайтов – несмотря на то, что он приводит "бумажные" примеры, их легко экстраполировать на работу в интернете.
Вот что советует Дмитрий Сурнин:
1. Первая полоса (первый экран) – ваш главный инструмент. Это витрина, которая продает ваше богатое содержание тому читателю, которого вы хотите заполучить для своего издания. Только от вас зависит, что это будет за читатель.
Предлагаю вам несколько редакторских решений первой полосы для одного и того же контента:
… оставляет ощущение официоза;
… те же события, но выбраны другие истории, связанные ними; расставлены иные смысловые акценты с точки зрения визуальной подачи – что главное, что второстепенное;
… такая подача более рассчитана на деловую аудиторию;
… "все плохо, все умрем";
… легковесная, "желтая" подача.
Это элементарный редакторский инструмент: манипулируя приоритетами и расставляя акценты, мы формируем ощущение от издания. От того, какое текстовое и визуальное ощущение мы сформируем, зависит то, какую аудиторию мы получим.
2. Всегда ищите героя. Потому что проблемы всегда одни и те же: строящиеся развязки, протекающие трубы, дураки и дороги. Но истории вокруг проблем – всегда разные.
Тут еще важен технический нюанс – когда у вас есть герой, то у вас есть, кого фотографировать.
На практике часто бывает так: пишут текст, и к нему ставят более-менее подходящую картинку из интернета. Например, когда-то в газете "Мой район" мы описывали демографический феномен, суть которого в том, что наибольшее количество зачатий приходится на ноябрь месяц. Можно было подать эту историю вот так:
А можно было сделать незамысловатую вещь – найти "ноябрьского" ребенка и его родителей:
История не про этих людей, но они прекрасно ее иллюстрируют.
Герой также нужен для того, чтобы читатель мог себя идентифицировать с вашим персонажем, "узнать себя в газете". От того, каких людей читатель будет видеть в СМИ, зависит, будет ли он себя с ним ассоциировать. А соответственно, и будет ли он ваше издание покупать. Поэтому думайте, каких героев выбирать.
3. Работайте с фотографиями. Когда решили, кого снимать, подумайте, как и где это нужно делать, чтобы не вышло так:
Общие рекомендации таковы: портрет – это второе, о чем вы должны думать. Перво-наперво подумайте, что происходит и можете ли вы это снять.
Если все же решили иллюстрировать текст портретом, то подумайте, как именно вы его снимете. Во-первых, вытащите человека из-за стола! Во-вторых, если речь идет о вручении почетных грамот, то помните: их дают за что-то определенное. Показывайте людей за тем занятием, за которое они эти грамоты получили. В-третьих, чтобы портрет вышел оживленным, поговорите с людьми, поспорьте, поваляйте дурака.
Если это групповое фото – с помощью инфографики расскажите о людях на нем:
Фотографии, даже не самые удачные, можно "озвучить" - дополнить их цитатами и информацией. Вот фото людей, которые круглосуточно стоят в очереди, чтобы записать ребенка в престижную школу.
4. Подписывайте фотографии. Информативная подпись спасает даже самую среднюю фотографию. Я считаю, что проблемы с подписью возникают только потому, что фотографы почему-то не могут взять и поговорить с человеком, которого снимают. Наверное, потому что наши фотографы чувствуют себя не фотожурналистами, а фотохудожниками.
Два варианта подписи:
5. Придумывайте простые и умные иллюстрации. Многие истории, утверждения, идеи и факты можно проиллюстрировать простыми способами, без применения сложных технических средств.
Например, в Петербурге была история со скандальным небоскребом. Как уверяли застройщики, здание не испортит вид, потому что его самого не будет видно из-за туманов. А рядом есть похожее строение – телевышка. Репортеры снимали ее в течение года, и таким несложным техническим способом продемонстрировали, что застройщики лукавят – вышку не видно из-за туманов всего несколько дней в году.
6. Делайте инфографику. Даже простая, сделанная в Excel инфографика – лучше, чем нагромождение цифр.
7. Используйте для инфографики мир вокруг вас.
Чтобы делать интересную инфографику, необязательно использовать сложные графические программы. Вот так выглядит история о себестоимости огурца:
8. Беспощадно режьте текст. Бывает крайне мало текстов, которые действительно заслуживают той длины, которую для них предусмотрел автор. Лично я как редактор не вижу причин для текстов размером более 10 тысяч знаков.
Все остальное – это:
- контекст, который надо давать другими текстами или другими форматами;
- несколько историй, смешанных в одном тексте;
- словоблудие.
9. Помогайте людям читать. Используйте "текстографику" (термин Дмитрия Сурнина – ред.): врезки, summary boxes и т.д. summary можно делать по любому поводу. Даже в авторских колонках. И это абсолютно "живой" интернет-формат.
10. Выбирайте правильный формат. Колоссальная проблема - неправильно выбранный формат изложения истории. Хуже всего, по моим наблюдениям, обстоит дело с интервью. Интервью как метод сбора информации путают с интервью как методом ее изложения. Интервью, оформленное как интервью, нужно только тогда, когда вы хотите передать что именно так и как именно говорил человек, как он реагировал на ваши вопросы. А если он говорит о том, сколько стоит ипотека, то прежде, чем давать такую информацию в формате интервью, задумайтесь, а удобно ли будет читателю ею пользоваться. Отвечу: категорически неудобно. Поэтому лучше озвученные цифры дать таблицей.
11. Концентрируйтесь на главном. Лучше иметь на развороте одну крупную фотографию, чем десяток мелких, неинтересных, не привлекающих внимание.
12. Используйте гибкие модели. Жесткий макет делает номера вашего издания скучными, похожими один на другой. Хорошая модель должна давать достаточно свободы для адекватных действий в разных ситуациях.
Макет должен предусматривать все возможности: шапка "плавает", опускается хоть до дна, главный текст может быть хоть с горизонтальным фото, хоть с вертикальным, хоть вообще без фото... И то, что от этого якобы страдает узнаваемость СМИ, неправда. Да, работа с таким макетом требует больше редакторского внимания, но зато он позволяет принять именно то решение, которое будет самым лучшим образом выполнять главную задачу – продавать ваше уникальное содержание.
Подготовила Леся Ганжа, Редакторский портал
Комментариев нет:
Отправить комментарий