Вопрос от автора RB.RU звучал довольно обобщенно, но мне показалось интересным ответить на него достаточно развернуто.
Василий, добрый день! Я пишу для RB.ru статью о том, что будет со СМИ через 15 лет (2030 год). Хотела бы пригласить вас как эксперта дать свой комментарий. Останутся ли телевидение, радио, газеты или все уйдет в интернет? Что будет с медиа в интернете?
25 технологических аспектов:
- Дистанция в 15 лет достаточно неудобна для прогнозирования — так называемые "экстраполируемые тренды" к этому моменту в будущем уже практически ничего не значат (или значат гораздо меньше, чем нам кажется сегодня), т.к. возникнут альтернативные технологии, которые мы сегодня просто не можем видеть.
- Это похоже на то, как мы не видели в 2000-м году мобильную экосистему, например, или расшифровку генома и ее медицинские и социальные последствия).
- Технология форсайта дает крайне противоречивые сценарии, поскольку слишком сильно зависит от целеположения того, кто им занимается.
- Важно понимать, что, кроме уже сказанного, 16–17 лет — это продолжительность макро-циклов экономики, т.н. циклов Кондратьева. Некоторые экономисты уверены, что в последние 2 года мы вошли в новый цикл, который характеризуется выходом из кризиса для развитых экономических систем и погружением в него развивающихся.
- Соответственно, это как минимум, 10 лет в течение которых будет падать спрос на материальные ресурсы и расти — на технологические и научные решения.
- Важно обратить внимание, на то, что-то аналогичные процессы имели место в период с 1985 по 1995, когда создавался технологический задел нынешнего мира — в том числе и мира медиа.
- Можно, впрочем, предположить и обратное — массовое "сдувание пузырей", которые накопились в финансовой сфере, в недвижимости, даже в технологических сферах; однако и такой сценарий все равно приведет к концентрации на "мягких технологиях", и точно не приведет к росту спроса на энергию и базовые металлы (что свойственно для периода “освоения технологий”, созданных в предыдущем цикле).
- Соответственно, если говорить о технологической составляющей, то, скорее всего, к 2030 году в качестве основного тренда медиа будет доминировать технология, которая сегодня существует только в виде прототипов (в лучшем случае; возможно, ее только начинают описывать словами и символами).
- Я бы исходил из предположения, что это будет аудиовизуальная технология, которая при этом, будет управляема потребителем по нескольким параметрам, которые мы сегодня считаем управляемыми на стороне автора/вещателя. Сегодня мы можем управлять громкостью звука или яркостью изображения, или его качеством — через 15 лет мы сможем, например, управлять эмоциональным компонентом контента.
- То есть с точки зрения современного человека это будет выглядеть как некая эволюция телевизора (или мультимедийного компьютера), у которого появилась дополнительная "ручка" — добавьте мне больше "радости", уберите лишний "страх" и т.д.
- Можно попробовать определить это как "когнитивный телевизор" — то есть устройство, способное менять когнитивные характеристики того содержания, которое для него создается, в зависимости от желания потребителя.
- Даже если изначально это будет очень простой алгоритм (показывать эмоции — не показывать эмоции, например), это окажет принципиальное воздействие на всю цепочку от идей через создание и распространение контента до его восприятия потребителем. По мере понимания того, какие требования предъявляет потребитель к массмедиа, количество опций “настройки” будет меняться.
- Уже сегодня возможно встраивать как в медиа-устройства, так и в контент разного рода ambient-ощущения (например, звуковой эффект присутствия на стадионе при просмотре спортивной трансляции) — это направление, безусловно, будет развиваться и имеет все основания стать доминирующим.
- Основные сегодняшние технологии — печать, радио, вещательное ТВ — скорее всего, будут существовать, хотя и в ограниченном (особенно печать) объеме.
- За следующие 5–7 лет появятся технологии, которые обеспечат бесконфликтное (скорее всего, на устройстве пользователя) изменение канала доставки и типа содержания по его желанию.
- Условно говоря, любой текстовый сайт может прямо в вашем устройстве превратиться в уникальное радио (только для вас, с вашими предпочтениями, прочитанный теми голосами, которые вам приятны и интересны и совмещенный с музыкой, например, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию). Равно как и ваш условный "поток" в Инстаграмме будет превращаться в "телеканал" о жизни ваших друзей и селебрити, на которых вы подписаны.
- Очень важно, что это будет происходить именно на вашем устройстве — и только для вас.
- Вещательное — т.е. нарративное, или, лучше, мета-нарративное — телевидение никуда не денется, потому что люди любят истории, любят, когда им рассказывают их профессионально и красиво, любят знать, что другие тоже эти истории смотрят. Равно как и кино, как и театр — эта форма медиа-коммуникации никуда не денется.
- Скорее всего, из телевидения постепенно будет "выжиматься" новостная составляющая (равно как и политическая).
- Технологии и контент, конечно, взаимосвязаны, но технологии в современном мире, по крайней мере, важнее — т.к. бытие определяет сознание.
- Второе важное соображение состоит в том, что потребности человека в коммуникации (и, частично, в содержании контента) уже десятилетие удовлетворяются с избытком. Т.е. мы имеем дело с рынками, на которых присутствует категорический избыток “оптовой информации”.
- Может быть, для вас лично и конкретно, чего-то не хватает — но, в совокупности, скажем, типа ядерной семьи (супруги + дети + бабушки/дедушки) — объем и состав предлагаемого контента не просто избыточен, он в несколько раз избыточен.
- Причины этого в том, что в 1990-х годах, когда закладывались модели современной конструкции информационного общества, не было достаточного знания о том, как именно устроена когнитивная сфера человека и где находятся "лимиты и лимитрофы" нашей способности к восприятию контента (как информационного, так и развлекательного).
- Фактически, архитектура интернета предопределила возможность "кризиса перепроизводства" оптовой информации; вместо углубления знаний и развития способностей мы получили ровно обратный эффект — распыление внимание, снижение авторитетности, атомарность потребления.
- Как мне представляется, в следующие 5–15 лет будут предприняты — не обязательно успешные — попытки с этими проблемами справиться. Прежде всего, эти попытки будут разные — авторитарные государства пойдут по пути уменьшения количества "каналов", по которым информация может проникать в массовое сознание; демократические общества, скорее всего, сильно изменят образовательные процессы, чтобы скорректировать восприятие информации на уровне детей и подростков, внедрить в их сознание своего рода "когнитивные фильтры". В любом случае, возвращаясь к вашему вопросу: все сегодняшние виды СМИ в той или иной форме будут существовать, но пропорции между ними, как в части бизнеса, так и в части денег будут другими — т.к. в распределение вмешаются новые, неизвестные нам пока формы доставки. Именно они и определят те типы и формы содержания, которые будут наполнять каналы медиа. Одновременно, в результате социальных инноваций, начнет меняться потребитель информации — его навыки по управлению собственным медиа-потреблением начнут расти и изменяться; как следствие, начнет изменяться и индустрия создания информации и вообще контента.
Автор: Василий Гатов, USC Annenberg School of Communication and Journalism, CCLP fellow и однин из ведущих представителей медиа (редаторской братии) в РФ.
Фото из www.shutterstock.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий