пятница, 7 августа 2015 г.

Дженнифер Миллер: Как сочинять убедительные тексты и презентации

Что делает искусство убедительным? Любая творческая личность, которая задумывается о заработке, да и о том, чтобы войти в историю, задумывалась о том, благодаря чему произведения искусства хорошо продаются. Мы знаем, что "качества" произведения, маркетинга и раскрутки недостаточно, чтобы объяснить массовую притягательность многих творений. Так чем же она объясняется? Как заранее понять, что зацепит наше любопытство и сможет удержать наше внимание?

Джим Дэвис
Джим Дэвис (Jim Davies), профессор Института когнитивных наук Карлтонского университета решил это выяснить. Результаты он изложил в своей книге "Riveted: The Science of Why Jokes Make Us Laugh, Movies Make Us Cry, and Religion Makes Us Feel One with the Universe". Но Дэвис не стал анализировать списки бестселлеров или музыкальные чарты. Он подошел к теме убедительности, опираясь на то, что внушало сильные чувства большинству населения мира: религию. 

"В религии есть объяснения, истории, ритуалы, и все это потворствует нашим базовым психологическим потребностям". Сегодня мы относимся к старым религиям вроде греческих мифов как к произведениям искусства. "В эти истории люди верили всем сердцем. И даже атеист признает, что истории из Библии — это хорошие истории".

Так что же делает религию, а с ней и искусство, действительно волнующей? И как это влияет на наш подход к созданию и потреблению культурных продуктов?

1. Побольше драмы


Дэвис говорит, что "стремление к социальному знанию — это как леденцы для мозга". Очевидно, что нас притягивают истории с участием людей, но удивительно, что мозг не слишком разграничивает реальные истории и выдуманные. Притягательность людей-героев настолько сильна, что отражается в подавляющем большинстве великих произведений искусства. 78% из 432 важнейших произведений искусства с доисторических времен до XX века, по подсчетам Дэвиса, изображают как минимум одного человека. И на 76% изображений имеются только люди (а не животные и другие крупные объекты).

2. Используйте человеческие страхи


Исследование Дэвиса говорит, что "люди демонстрируют высокую склонность к негативу, что побуждает их уделять внимание тому, что они считают опасным". Эволюция тренирует нас обращать внимание на возможные угрозы. Но есть одно "но": наш мозг не очень различает непосредственные и отдаленные угрозы. 

"Вот почему так сильна оказывается эпидемия страха, насаждаемая новостями, — говорит он. — И вот почему ваш мозг не вполне осознает, что увиденное в сериале The Walking Dead нереально. Нет, вы задумываетесь о том, а что бы вы сами сделали, если бы оказались в центре зомби-апокалипсиса". Подсознательно, говорит он, вы готовите себя к чрезвычайным событиям, которые никогда не произойдут. Возможно, поэтому публика сейчас так яро поддерживает военные действия против ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта - организация запрещена на территории РФ). Эта террористическая группировка, возможно, не представляет никакой непосредственной угрозы для США, но попробуйте убедить в этом свой мозг, видя, как в телевизоре расписывают ее деятельность.

3. Заговор надежды


Надежда не так уж отличается от страха. Посмотрите на индустрию личного развития, которая приносит миллиардные доходы. Книги вроде "Секрета" или "Как работать 4 часа в неделю" играют на нашей потребности в безопасности и стабильности точно так же, как зомби. Нам нравится, когда перед нами маячит легкое решение наших проблем, и медиа и маркетологи, говорит он, очень даже пользуются нашей слабостью. "Читать труды великих писателей — это как магия. Мне нужно постоянно помнить, что к ним нужно относиться критически — иначе я проглатываю все, что они говорят".

4. То же, но другое


Наш разум любит две как будто несовместимые вещи: регулярность и нелепость, несовместимость. Нам нравятся паттерны — посмотрите на песни, что попадают на вершины чартов — но нас увлекает и поиск глубинных паттернов, еще никем не раскрытых. 

"Вот почему так интересны шоу иллюзионистов, — говорит Дэвис. — Когда понимаешь, как работает какой-то трюк, получаешь прилив удовольствия». Но важно правильное соотношение известного и неизвестного. «Если вы понимаете слишком много, вам становится скучно", — говорит он. 

Долгое время Дэвис был фанатом "Секретных материалов". Его мозг бился над тем, чтобы разобраться в многочисленных загадках спецслужб и инопланетян. Потом он посмотрел фильм-продолжение. 

"Он мне понравился, но после него я потерял интерес к сериалу. Он давал разгадки слишком многих сюжетных линий". Это важно не только для писателей и режиссеров, но и для рекламодателей, которые рискуют наскучить потребителям информацией о своих продуктах. Вы наверняка помните это раздражение, которое вызывает реклама одного и того же товара, показанная много раз подряд.

Книга Дэвиса — не руководство для художников и писателей. Он не знает, можно ли на этих принципах сконструировать целое произведение искусство. Но они помогают творческим людям "понять основы своих интуитивных догадок". Может быть, вы поймете, что вашему сочинению требуется добавить опасности или вычеркнуть из него многочисленные описания жизни антилоп.

Автор: писатель, колумнист журнала Fast Company Дженнифер Миллер (Jennifer Miller).

Комментариев нет:

Отправить комментарий