Перевод статьи The New York Times "The Plot Twist: E-Book Sales Slip, and Print Is Far From Dead".
Пять лет назад мир книг был охвачен всеобщей паникой, вызванной неопределенностью будущего печати.
По мере того, как читатели переходили на новые цифровые устройства, продажи электронных книг (э-книг) бурно росли, увеличившись более чем на 1260% в период между 2008 и 2010 годами. Это вызывало тревогу у продавцов книг, наблюдавших, как клиенты пользовались их магазинами только для того, чтобы найти в них наименования изданий, а затем купить их в электронном виде. Продажи печатных книг падали, книготорговцы из последних сил старались удержаться на плаву, а издатели и авторы боялись, что более дешевые э-книги растащат их бизнес по частям. А в 2011 г. страхи в этой отрасли нашли материальное подтверждение, когда компания Borders объявила о своем банкротстве.
"Э-книги выглядели ракетой, несущейся вертикально вверх, — говорит Лен Влахос (Len Vlahos), бывший исполнительный директор некоммерческой исследовательской группы Book Industry Study Group, отслеживающей события в издательской отрасли. — Почти все, с кем ты разговаривал, считали, что мы повторяем путь, электронной музыки". Но цифровой апокалипсис так и не случился, по крайней мере, он не настал, когда его ждали. Тогда как аналитики одно время предрекали, что э-книги обгонят печать к 2015 г., продажи электронных изданий, наоборот, резко упали.
Cегодня обнаруживаются признаки того, что некоторые приверженцы э-книг возвращаются к печати, или же становятся "гибридными читателями", совмещающими устройства для чтения и бумагу.
Согласно Ассоциации американских издателей (ААР), получающей данные от порядка 1200 издательств, за первые пять месяцев этого года продажи э-книг упали на 10%. В прошлом году на долю э-книг приходилось около 20% рынка, примерно столько же, сколько и несколько лет назад. Падающая популярность э-книг, возможно, сигнализирует о том, что издательское дело, хотя и не обладающее иммунитетом от технологических потрясений, переживет огромную волну цифровых технологий легче, чем другие формы передачи информации, такие как, например, музыка и телевидение.
Некоторые предприятия, предлагающие абонементную подписку на чтение электронных изданий, и созданные по подобию таких компаний, как Netflix and Pandora, испытывают трудности с обращением книголюбов в ярых почитателей э-книг, а некоторые даже закрылись. Продажи специализированных устройств для электронного чтения резко упали, так как потребители переходят на планшеты и смартфоны. И, по данным ряда исследований, молодые читатели-ровесники цифровой эры, все равно предпочитают читать на бумаге.
Удивительная жизнестойкость печати способствовала подъему многих продавцов книг. У независимых книжных магазинов, пострадавших от рецессии и конкуренции со стороны компании Amazon, проявляются отчетливые признаки возрождения. ААР сообщает, что в 2015 г. насчитывалось 1712 магазинов — членов ассоциации в 2227 жилых поселениях, и это больше, чем пять лет назад (1410 и 1660 соответственно).
"То, что электронная составляющая бизнеса вышла на постоянный уровень, сработало в нашу пользу", — говорит Орен Тейчер (Oren Teicher), старший исполнительный директор Ассоциации американских продавцов книг (АВА). — "Сегодня это привело к появлению гораздо более здорового рынка книжных магазинов, такого, которого у нас давно не было".
Издатели, стремящиеся выиграть от этих изменений, вливают деньги в инфраструктуру печати и продаж. В конце прошлого года компания Hachette расширила свой склад в Индиане на 218000 кв. футов, а Simon & Schuster добавляет к собственной оптовой базе в Нью-Джерси еще 200000 кв. футов площадей.
Компания Penguin Random House инвестировала около 100 миллионов долларов в расширение и модернизацию своих складских площадей, и ускорение процессов продажи книг. Она на 365000 кв. футов нарастила площади своего склада в городе Кроуфордсвиль, штат Индиана, более чем удвоив размер этой оптовой базы.
"Люди говорили о кончине печатных книг так, словно это был только вопрос времени, но даже и через 50 и 100 лет, печать останется большой частью нашего бизнеса", — говорит Маркус Доль (Markus Dohle), старший исполнительный директор компании Penguin Random House, имеющей около 250 издательских домов по всему миру. На долю печатных книг приходится более 70% всех продаж компании в США.
В 2011 г. она начала предлагать независимым книготорговцам гарантированную доставку в течение двух дней в пиковые месяцы покупательского спроса на книги — с ноября по январь.
Другие большие издательства, включая HarperCollins, подхватили это начинание. Быстрейшая доставка позволяла книжным магазинам размещать первоначальные заказы меньшего объема, и дополнять их по мере необходимости, что снизило возврат нераспроданных книг примерно на 10%.
Также Penguin Random House разработала управляемый данными подход к управлению запасами печатных изданий для ряда своих крупнейших клиентов — стратегию, созданную по подобию того, как производители вроде Procter & Gamble автоматически пополняют запасы мыла и других товаров для дома. Компания сегодня ежедневно отслеживает более 10 млн. продаж, и отфильтровывает эту информацию для того, чтобы на основе состоявшихся операций рекомендовать продавцу необходимое для заказа количество копий конкретной книги.
"Все очень просто — продать можно только те книги, которые лежат у вас на полках", — говорит г-н Доль.
Как сообщает Стив Берку (Steve Bercu), совладелец магазина BookPeople, открытого в 1970 г. в городе Остин (штат Техас), в текущем году продажи выросли по сравнению с прошлым годом примерно на 11%, что сделало 2015 г. самым прибыльным в истории этого предприятия. Берку думает, что его бизнес вырос, отчасти, благодаря стабилизации в отрасли печати и инновациям в издательском деле, таким, как т.н. программа быстрого пополнения от компании Penguin Random House для ускоренного восстановления запасов книг.
"Террор э-книг, вроде как, сошел на нет", — считает он.
Другие независимые книготорговцы согласны с тем, что происходит обратный переход к печати.
"Мы видим, что люди возвращаются, — говорит Арсен Кашкашьян (Arsen Kashkashian), ответственный за закупку книг в магазине Boulder Book Store в городе Боулдер, штат Колорадо. — Раньше они в основном читали на своих устройствах Kindle, а теперь уже нет, или же они читают и так, и этак".
Электронные книги существуют десятилетия, с тех пор, как издатели начали экспериментировать с дисками CD-ROM, но стали популярными среди потребителей только в 2008 г., вскоре после того, как Amazon выпустила Kindle.
Kindle, а затем и другие примкнувшие к нему устройства для чтения, например, букридер от компании Kobo, Nook от Barnes & Noble, и iPad, привлекли к ним миллионы покупателей, так как предлагали беспроблемное, мгновенное приобретение э-книг. После праздников, во время которых люди получали такие устройства в подарок, издательства отмечали резкое увеличение продаж э-книг.
Но двух- и трехзначные показатели роста продаж обрушились, когда букридеры вышли у потребителей из моды, а им на смену пришли планшеты и смартфоны. По данным компании Forrester Research, в прошлом году было приобретено около 12 миллионов устройств для электронного чтения, что намного меньше тех 20 миллионов, что были куплены в 2011 году. Исследование, проведенное компанией Nielsen, показывает, что в первом квартале 2015 г. доля тех, кто читает книги в основном на таких устройствах, упала до 32% с 50% в 2012 году.
Высокие цены на электронные книги, возможно, также возвращают читателей назад к бумаге.
Так как издатели в прошлом году переоформили новые контракты с компанией Amazon и потребовали предоставить им возможность устанавливать свои собственные цены на э-книги, многие из них эти цены повысили. При незначительной разнице между ценой в 13 долларов за э-книгу и ценой бумажной книги, некоторые читатели, возможно, выберут печатную версию.
На сайте Amazon.com некоторые популярные произведения, изданные в мягкой бумажной обложке, такие, как "Щегол" Донны Тарт (Donna Tartt), предлагаются на несколько долларов дешевле, чем их электронные сородичи. По сообщению AAP, за первые пять месяцев этого года продажи печатных изданий выросли на 8,4%.
Почти наверняка, процесс перетягивания каната между пикселями и печатью еще не окончен. Отраслевые аналитики и руководители издательств говорят, что провозглашать кончину цифровой революции в издательском деле слишком рано. Вполне вероятно, что появится новое привлекательное устройство для чтения. Все больше людей уже читают э-книги на своих мобильных телефонах. Недавно Amazon представила новый планшет за 50 долларов, который, может быть, привлечет к э-книгам свежую волну покупателей (планшет Kindle первого поколения стоил 400 долларов).
Вполне возможно также, что растет число тех, кто все еще покупает и читает э-книги, но не от традиционных издательств. Падение продаж э-книг, о котором сообщают издательства, не учитывает миллионы читателей, перешедших на изобилие дешевых самиздатовских э-книг, зачастую стоящих меньше доллара.
По данным Рассела Градинетти (Russell Grandinetti), старшего вице-президента компании Kindle, рост продаж цифровых книг компанией Amazon продолжается. В прошлом году Amazon, контролирующая около 65% рынка э-книг, ввела услугу по подписке, позволяющую читателям за фиксированную ежемесячную плату в 10 долларов неограниченное чтение в сети. Им предлагается более миллиона названий книг, многие из которых опубликованы самиздатом.
Некоторые руководители издательств заявляют, что мир меняется слишком быстро для того, чтобы можно было говорить о спаде электронного вала.
"Возможно, это только пауза, — говорит Каролин Рейди (Carolyn Reidy), президент и главный исполнительный директор компании Simon & Schuster. — Захочет ли следующее поколение читать книги на своих смартфонах, и увидим ли мы пришествие новой волны электронного чтения?".
Автор: Александра Олтер (Alexandra Alter)
Перевод и публикация в Рунете: Содружество бумажных оптовиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий