В продолжение двух постов "Миф про 10 000 часов: сколько усилий требуется, чтобы достичь совершенства" и "Shaunacy Ferro: 10 000 часов, чтобы стать мастером: миф или правда?", публикация журнала Psychologies (несмотря на то, что я считаю "эмоциональный интеллект" профанацией):
Рассеянность сводит на нет годы тренировок. Гарантия успеха в любом деле – не бесчисленные часы занятий, а осознанная практика и концентрация. Об этом психолог и научный журналист Дэниел Гоулман рассказывает в новой книге "Фокус". Фрагмент.
Научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) дважды номинирован на Пулитцеровскую премию за статьи об исследованиях мозга в газете The New York Times. Он автор десяти книг, в том числе бестселлера «Эмоциональный интеллект» (1995). Эта книга в разных странах мира издана тиражом больше 5 млн экземпляров. Его новая книга "Фокус" о внимании, рассеянности и жизненном успехе» вышла в издательстве Corpus.
"Правило 10 000 часов" (гласящее, что именно такой объем практики гарантирует громкий успех в любом из начинаний) стало чуть ли не библейским откровением, перепечатываемым на многочисленных сайтах и зачитываемым, подобно молитве, на практических семинарах о том, как стать асом в том или ином деле (1). Впрочем, это лишь часть правды. Ведь если, скажем, в гольфе вы ноль и всякий раз, отрабатывая тот или иной замах или удар, делаете одни и те же ошибки, 10 000 часов тренировок ничем вам не помогут. Вы как были, так и останетесь нулем, разве что поcтаревшим.
Психолог Андерс Эрикссон из Университета штата Флориды, на основе чьих исследований профессиональной компетенции и были выведены эмпирически 10 000 часов, сказал мне следующее: "От механических повторений нет никакого толку, нужно то и дело менять технику, чтобы продвинуться ближе к цели. Необходимо настраивать систему, раздвигая ее границы, и на пути к совершенству можно поначалу позволять себе ошибаться".
В отличие от таких видов спорта, как баскетбол или футбол, в которых желательны определенные физические данные (рост и вес), в умственной деятельности, по мнению Эрикссона, практически каждый может добиться высочайшего мастерства.
Эрикссон считает, что секрет победы заключается в "целенаправленной практике", в ходе которой наставник-специалист на протяжении месяцев и даже лет натаскивает вас по продуманному плану подготовки, а вы выкладываетесь по полной. Бесчисленные часы занятий — необходимое, но не достаточное условие высоких достижений. Важно, как именно специалисты отрабатывают тот или иной прием. Например, в своем широко цитируемом исследовании, посвященном скрипачам (наиболее успешный из которых упражнялся больше 10 000 часов), Эрикссон констатирует: музыканты полностью концентрировались на совершенствовании определенного аспекта своего исполнения, на который указал им наставник (2).
Осознанная практика всегда подразумевает обратную связь, которая позволяет распознавать и устранять ошибки, — вот почему танцоры используют зеркала. В идеальном случае эта обратная связь исходит от человека с профессионально наметанным глазом, и именно поэтому у всех спортсменов мирового класса обязательно есть тренер. Если заниматься, не получая обратной связи, о верхних строчках мировых таблиц можно и не мечтать. Итак, важен не только объем тренировок, но прежде всего обратная связь и концентрация.
Чтобы понять, как улучшить тот или иной навык, необходим нисходящий фокус. Пластичность нервной системы, усиление уже существующих сетей нейронов и формирование новых для обеспечения навыка, в котором мы практикуемся, требует от нас сосредоточенного внимания. Если упражнение происходит, когда мы фокусируемся на чем-то другом, мозг не может использовать соответствующую конкретной деятельности систему.
Рассеянность сводит на нет часы тренировок, и те, кто смотрит телевизор во время занятий, никогда не достигнут вершин мастерства. Судя по всему, абсолютная сосредоточенность ускоряет работу мозга, укрепляет синаптические связи, а также расширяет или формирует сети нейронов для конкретного вида деятельности. По крайней мере сначала происходит именно так. Однако по мере того, как вы овладеваете мастерством в новом виде деятельности, в ходе повторяемой практики контроль переходит от нисходящего механизма, требующего осознанной сосредоточенности, к восходящим связям, благодаря которым мы делаем что-либо, не прилагая никаких усилий. В этой фазе нам не нужно думать — мы совершаем работу на автомате.
И именно здесь расходятся пути любителей и профессионалов.
- Любителям достаточно того, что в какой-то момент их действия начинают осуществляться по восходящему механизму. После примерно 50 часов практики (катания на лыжах или вождения автомобиля) люди выходят на "довольно сносный" уровень, на котором более или менее свободно переходят от одного движения к другому. Они не чувствуют необходимости в сосредоточенной практике и довольствуются тем, чему уже научились. Неважно, как долго они еще будут практиковаться в этом восходящем режиме, — если они и продвинутся вперед, то лишь незначительно.
- В отличие от них, профессионалы постоянно работают с нисходящим, целенаправленным вниманием, намеренно пресекая стремление мозга автоматизировать тот или иной вид деятельности. Они активно концентрируются на тех движениях, над которыми еще нужно работать, исправляют то, что не получается, мысленно представляют себе идеальное исполнение или работают над деталями, указанными маститым тренером. Те, кто занимает верхние строчки, вечно совершенствуются: если они в какой-то момент довольствуются тем, что уже умеют, и бросают тяжелые тренировки, их игра обретает скорее восходящий характер, и навыки перестают улучшаться.
Подробнее см. в книге Д. Гоулмана "Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» (Corpus, 2015).
Ссылки в статье: 1 Правило 10 000 часов обрело известность благодаря бестселлеру Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры" (Юнайтед Пресс, 2014). А Дэниел Гоулман ранее писал об исследовании, которое послужило основанием для книги, — это работа Андерса Эрикссона, ученого-когнитивиста из Флоридского университета (D. Goleman "Peak performance: why records fall», New York Times, 11.10.1994)
2 K. A. Ericsson et al. "The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance", Psychological review, 1993, № 47.
3 K. A. Ericsson "Development of elite performance and deliberate practice" в книге: J. L. Starkes, K. A. Ericsson et al. "Expert Performance in Sports: Advances in Research on Sport Expertise" (Champaign, IL: Human Kinetics, 2003).
Комментариев нет:
Отправить комментарий