Помните недавний бум, посвященный старту нового сезона "Игры престолов"? Надеюсь, вы уже пришли в себя, потому что в скором времени планету захлестнет еще один, на сей раз - по поводу второго выхода в свет "Настоящего детектива". Эти картины, несмотря на различный сюжет, бюджеты и подход, роднит одно: они создавались под чутким и неусыпным контролем телеканала НВО (Home Box Office).
Выпестовав с десяток сериалов, которые уже успели приблизится к статусу легендарных, программынй директор вещателя Майкл Ломбардо () поделился с американской Гильдией режиссеров секретами о том, как достичь таких высот, каким будет будущее телевидения и, наконец, что требуется для того, чтобы вас взяли работать на НВО.
- Распространено мнение, что телевидение сейчас переживает свой второй Золотой век. Как удалось поднять качество контента на такую высоту?
- Мне кажется, произошли две важных вещи.
Во-первых, появилось много каналов, которые стали опираться на идею качества, достаточного для привлечения аудитории. Это гораздо эффективнее, чем попытки предсказать, что зрители могут захотеть увидеть, или ориентирование на мнение фокус-групп. Для HBO поворотным проектом и началом своего рода субъективного телевидения стало "Шоу Ларри Сандерса". Гарри Шэндлинг делал его не для рейтингов, все идеи рождались совершенно искренне, шли от него самого.
Во-вторых, мне кажется, дело в динамике, перенесенной из мира кино. Опыт кинопроизводства в международном экономическом масштабе сильно повлиял на сегодняшнее поведение киностудий. Они стали снимать меньше картин, делая ставки на бюджет и масштаб. Я считаю, что настоящего кинопроизводства больше не существует. Большинство развлекательных проектов, которые не относятся к тентполам, сейчас появляется именно на ТВ. Взрослый американский кинозритель, который раньше каждые выходные ходил в кино, сейчас смотрит качественное телевидение у себя дома.
Michael Lombardo |
- Как это повлияло на режиссеров?
- Когда у вас есть кто-то типа Мартина Скорсезе, режиссирующий и продюсирующий шоу типа "Подпольной империи", это, конечно, привлечет внимание зрителей.
Подобный успешный опыт и привел к тому, что телевидение превратилось в место самовыражения для режиссера. Раньше, если ты обращался к режиссеру с просьбой снять пилот, тот чувствовал себя оскорбленным — "Вы что думаете, что моя карьера идет вниз?" Сейчас они сами приходят к нам с желанием снять первую серию, при этом свободно работая на грани кино и ТВ. Мне кажется, есть несколько авторов, которым возможности сторителлинга на телевидении интереснее, чем то, что сейчас предлагается студиями.
- Запускаются ли на HBO проекты, которые разрабатывает исключительно режиссер?
- Скорее, это происходит в коллаборации. Все в итоге работает именно в этой форме. Режиссеры очень критичны в своем восприятии. Некоторые проекты у них удаются самостоятельно, в каких-то требуется дополнительная помощь. Кто-то принимает самое активное участие уже на ранней стадии разработки, чтобы сериал стал больше, чем просто проект, который ты просто отснял и ушел. У нас есть опыт долгосрочного сотрудничества со Скорсезе, Дэвидом Финчером, Майклом Манном и Стивеном Содербергом. Режиссеры, которые привыкли воспринимать себя только как авторов кино, говорят: "Окей, это все интересно, но как я могу участвовать в телепроекте таким образом, чтобы он был таким же осмысленным, как кинофильм?". Такие ребята очень эффективно работают.
- Какие функции выполняют режиссеры-продюсеры в сериалах HBO?
- Они варьирутся от шоу к шоу. Над чем действительно стоит корпеть, так это чтобы эстетика, которую вы заявили в пилоте, не менялась в дальнейших эпизодах. Сериал — это не бизнес на один кадр. Вы не можете держать зрителя за дурака и после отличного пилота показывать ему серию послабее. То есть, вам нужно сформировать единое видение, даже если на площадку выходят разные режиссеры или ваш каст формируется только на пару эпизодов, а затем меняется.
Есть сценаристы и шоураннеры, которые сидят в комнате сценаристов и редко приходят на съемки. Для них очень важно работать с режиссером-продюсером, которому можно доверять. Они работают в партнерстве, в котором в жизнь воплощаются видение шоу, вся его эстетика и интенции. Без этого не обойтись.
- Какими качествами должен обладать режиссер, чтобы вы его наняли?
- Когда мы ищем режиссера, то всегда очень озабочены по поводу бюджета и расписания. Но на самом деле, мы стараемся находить людей, имеющих точку зрения, умеющих работать с актерами и обладающих бесстрашием. По крайней мере, в драматических сериалах мы добиваемся, чтобы в каждом часе эпизода были эмоции и визуальная часть большого художественного кино, как и 20-30 лет назад. Чтобы была глубина характера. Чтобы актеры демонстрировали лучшие стороны своего таланта, режиссеры подсказывали им, как сыграть роль в самом подходящем ключе. Это можно получить от режиссера, который по поводу всего задает вопросы, но только не в диктаторской форме, а коллегиальной. Это очень важно, если вы хотите поддерживать свое шоу на качественно высоком уровне.
- Какие меры принимает HBO, чтобы обеспечить гендерное и расовое многообразие?
- Все очень просто: мы стремимся к многообразию. Абсолютно все продюсеры скажут вам, что это единственный правильный путь. Это благоприятно сказывается на бизнесе, ведь многообразие приводит к тому, что каждая из программ говорит с аудиторией на своем языке. У нас была программа, которую мы делали совместно с Гильдией режиссеров, однако ее результаты были несколько менее успешными, чем мы надеялись. В прошлом году мы с ее помощью нашли четырех режиссеров, но, к сожалению, в профессии до сих пор очень мало женщин, и это необходимо изменить.
- Как концепция телевизионных серий изменила HBO и индустрию в целом?
Раньше все следовали схеме эфирных каналов, когда один актер заключал контракт на шесть лет; правила Гильдии актеров сформулированы по этой системе. Чем дольше шло шоу, тем больший финансовый успех для всех оно обеспечивало. HBO стал первым, кто начал ориентироваться на конкретные серии. Раньше, если шоу было успешным, снимали сразу 22 эпизода. Сейчас же вы ищете людей, которые могут поэкспериментировать с форматом. Я даже не задумываюсь об этом, если речь заходит о восьми прекрасных часах "Настоящего детектива".
Люди спрашивают меня, почему не появляется больше 10 эпизодов "Игры престолов". Но единственным способом увеличить число серий будет сократить съемочный процесс, ускорить написание, уменьшить время монтажа — ничего этого мы делать не хотим. Необходимо думать только о замыслах, связанных в самой историей, а не пытаться вытянуть еще что-то. Иначе пострадает качество. Другие правила здесь не работают.
- Как изменилась телевизионная бизнес-модель?
- Каналы, которые больше зависят от рекламы, ищут способы максимизировать доход. Как мы продаем рекламу и — для рекламодателей — как мы покупаем рекламу в нишевых шоу? Правда в том (и это видят сами сети), что точечное смотрение в запланированное время больше не является двигателем бизнес-модели. HBO получает свою порцию просмотров в воскресный вечер, но большая часть просмотров приходится на сервисы по запросу — DVR, HBO GO. Люди хотят смотреть тогда, когда им удобно, и на тех девайсах, которые им удобны. Отсюда и появляются конкретные задачи, когда вы начинаете считать просмотры и пытаетесь их монетизировать.
- HBO уже объявил о запуске сервиса видео по запросу, который будет разрабатывать Apple. Вы думаете, за этим будущее?
- Хороший вопрос. Я не могу на него ответить. Мне кажется, потребуется сильный бренд, за которым будет стоять нечто, за что потребитель согласится платить ежемесячно.
Для многих контент-провайдеров будет проблематично потянуть трату средств на это. Есть ли у них этот бренд? Как правило, раньше речь шла скорее не о лояльности к каналу, а о лояльности к шоу. Но сейчас все меняется, ищутся новые бизнес-модели. Я не знаю, чем все закончится, но большие суммы по-прежнему зарабатываются благодаря рекламной модели, так что вряд ли кто-то от нее отступит. Все пытаются только найти новые гибкие способы реагировать на запросы покупателей.
- Как, по-вашему, телевидение будет развиваться в дальнейшем?
- Сейчас существует термин "Новое телевидение". Недавно мне посчастливилось получить один из самых запоминающихся зрительских опытов за все время моей работы на HBO. Мы заключили соглашение с IMAX и демонстрировали последние два эпизода прошлого сезона "Игры престолов" на 150 площадках по всей стране.
Складывается ощущение, что разница между кино и телевидением постепенно исчезает. Нерушимые правила составления программной сетки вызывают вопросы. Люди готовы смотреть на вещи по-другому. Это хорошо для всех, кто занимается созданием контента. Режиссеры — это творческие люди, поэтому они и попали в этот мир. Для того, чтобы не просто работать в рамках формата часового или получасового сериала, или двухчасового фильма, но уметь разрушить эти рамки и придумать новые способы рассказать историю, передать зрителям эмоции. Это интересно каждому.
Оригинал: It's Not TV...
Комментариев нет:
Отправить комментарий