среда, 6 апреля 2016 г.

Александр Фридман: Наказуема ли инициатива?

Александр Фридман
Еще Михаил Жванецкий говорил: "Сам предложишь, так тебе же поручат делать и тебя же накажут за то, что плохо сделал".

"Не убьём ли мы инициативу, если введём чёткую систему координат?" — такой вопрос мне часто задают при обсуждении принципов внедрения регулярного менеджмента.

Ох уж эта инициатива… Всем она обязательно нужна, все ужасно боятся её отсутствия. А в подавляющем большинстве объявленных вакансий инициативность выдвигается как обязательное условие. Это — с одной стороны.

Одновременно с этим любой руководитель сталкивался с такой ситуацией:
У вас буквально волосы дыбом от того, что умудрил ваш подчинённый. А на ваш вопрос — ты почему-зачем так поступил — следует ответ: "…да, мы оговаривали… но я подумал, что…"
Он подумал… Вот так. И существует старая управленческая мудрость: "Хуже дурака может быть только дурак с инициативой". Добавлю: а если кроме инициативы у пресловутого "дурака" имеются ресурсы для исполнения своего гениального замысла…

Но: под словом "дурак" редко имеют в виду именно интеллектуальную недостаточность, скорее — отсутствие должного профессионального уровня. Кстати: часто именно люди с высоким интеллектом склонны к "дурной" инициативе.


Возможно, потому, что они ставят необоснованный знак равенства между умом и профессионализмом? Или не готовы подчинятся правилам и договорённостям? Самонадеянно считая себя "умнее" начальника и базовых законов?

Так нужна ли инициатива, а если "да" — какая?

  • Вариант 1: действие, выполненное вне рамок ТЗ или правил, но в рамках полномочий сотрудника.
  • Вариант 2: предложение о действиях вне рамок ТЗ или правил, если оные действия за рамками полномочий сотрудника.
Всё же остальное считается самоуправством. И наказуемо.

При этом: гарантированная работа каналов взаимодействия с руководителем. О чём нужно и можно говорить отдельно.

А вредит ли регулярный менеджмент инициативе? 


Так вот: наоборот.

И, как я изложил выше, именно основанный на принципах регулярного менеджмента подход позволяет и нам, и подчинённым понимать, что такое — хорошо, а что такое — плохо.

В регулярном менеджменте об инициативе заботятся. Системно, как и подобает. Её холят, лелеют, поощряют и пестуют.

Любой сотрудник, у которого возникли какие идеи, знает, как и когда донести их до руководителя. И уверен в том, что его услышат. А идея либо будет принята, либо ему разъяснят, почему её не стоит реализовывать. Более того: в компании формируют ориентиры для формирования наиболее актуальных инициатив.

Но: в регулярном менеджменте на инициативу не рассчитывают. Всё, что нужно, должно быть выполнено… планово. Будет решение, планирование, делегирование и контроль. Возможно, что подчинённые различных уровней будут вовлечены в принятие решения, а возможно — нет. Но всё, что "необходимо и достаточно", будет запланировано и сделано.

Инициатива в регулярном менеджменте — дополнительный ресурс, но никак не "главный движок" событий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий