Почти пять лет назад, в ноябре 2011 года, я написал колонку "Сбербанк: 170 лет в очереди". Тогда основной проблемой Сбербанка по-прежнему были очереди. Теперь острота этой проблемы снизилась. Однако когда отступают одни напасти, проявляются другие проблемы. Сейчас ключевыми бедами Сбербанка стали:
- раздувшаяся бюрократия,
- низкий уровень культуры управления,
- плохая трудовая этика.
Это известный сайт, где сотрудники, в том числе и бывшие, анонимно высказывают свое мнение о компаниях. Там просто залежи полезной информации, которую можно использовать для совершенствования Сбербанка.
Вот, например, отзыв "Dead end job" ("Тупиковая работа") сотрудника Сбербанка из Москвы от 17 мая: "Плохая трудовая этика, банк наполнен необразованными не говорящими по-английски мастурбаторами в сбербанковском стиле, которые ставят своей целью сделать жизнь каждого сложнее". Специально привожу текст оригинала, чтобы меня не обвинили в очернительстве: "Bad work ethics, bank is filled with sberbank-style uneducated non-english speaking wankers who make it their aim to make everyone's life harder".
А вот отзыв от 11 декабря 2015 года, который называется "Be prepared for a cultural shift" ("Приготовьтесь к культурному сдвигу"): "Плохая культура управления и повсеместная практика дублирования функций и создания нескольких конкурирующих команд внутри нескольких подобных подразделений. Неясная постановка целей и отсутствие видения. Разобщенность между топ-менеджерами и их подчиненными". Совет менеджменту: меньше заниматься повышением своего персонального KPI и больше — повышением эффективности компании.
Отзыв от 4 мая специалиста миддл-офиса из Москвы: "Очень-очень-очень огромная бюрократия. Слишком много начальников. Единственный способ получить повышение на должность менеджера среднего звена — если уйдет ваш начальник". Совет менеджменту: "Более индивидуальный подход к персоналу".
Отзыв от 7 декабря 2015 года: "For those who love struggling bureaucracy" ("Для тех, кто любит сражаться с бюрократией"): "Совковая" корпоративная культура, чрезмерная бюрократия". Совет менеджменту: "Вам нужно уделить внимание корпоративной культуре и эмоциональному климату в компании. Люди предпочитают компании, которые предлагают лучший баланс "работа/жизнь".
Отзыв от 20 мая: "Важные решения могут приниматься слишком поздно из-за слишком большой бюрократии".
Отзыв от 1 марта: "Очень большая компания с самыми медленными бизнес-процессами".
Отзыв от 13 февраля: "Длинный процесс принятия решений, только "любимчики учителя" получат повышение".
Отзыв от 8 мая: "Ограниченный карьерный рост для не говорящих по-русски (я бы добавил: и для говорящих по-русски тоже. — Прим. автора), централизованное принятие решений, замкнутое на топ-менеджменте. Убогая корпоративная культура…". Совет менеджменту: "Менеджмент должен децентрализовать принятие решений".
Отзыв от 13 января: "Бюрократия — ключевое слово, чтобы охарактеризовать компанию в целом". Совет: "Сделайте организацию более гибкой путем сокращения ненужных уровней среднего звена менеджмента и сокращения количества документов, регулирующих рабочий процесс".
Отзыв от 28 июля 2015 года: "Poor managed old-school bank" ("Плохо управляемый архаичный банк"). "Чрезмерно управляемый, слишком много требований, которые не влияют на производительность труда, но потребляют много времени, новые стандарты работы выпускаются один раз в 1—2 месяца, что сбивает с толку сотрудников, вызывает потери времени и не оказывает никакого реального влияния на производительность труда". Совет менеджменту: "Дайте сотрудникам просто выполнять работу".
Справедливости ради отмечу, что о Сбербанке в отзывах сказано и много хороших слов. Например: "Менеджмент очень требователен, что я считаю позитивом, после работы в Сбербанке вы будете способны работать в любом месте. Сильный и стабильный, выживет в любой кризис".
Вот что пишет аналитик из Sberbank CIB: "Приятный офис в центре города. Блестящая команда. Конкурентная зарплата с опциональными бонусами. Соцпакет — гимнастический зал, дисконты, транспорт". Боюсь, что не всем сотрудникам Сбербанка доступны подобные условия.
В отзывах отмечают доминирующую позицию Сбербанка на российском рынке.
Понятно, что Сбербанк за время правления Германа Грефа прошел большой путь, сделано многое, успехи очевидны и несомненны. Но, увы, Грефу, похоже, начала надоедать большая зеленая игрушка. Он все больше увлекается кулинарными шоу и лекциями об agile. А проблемы в Сбербанке разрастаются.
Автор: Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ
Комментариев нет:
Отправить комментарий