Про сторителлинг говорят уже на каждой конференции, но далеко не все сумели оседлать эту буйную кобылку. Особенно если речь заходит о создании материалов для большой корпорации, где всё обычно скучно и довольно сильно зарегламентировано со всех сторон. Где брать захватывающие дух истории, если вы работаете на суровом уральском производстве или в большой компании, которой, по большому счету, нечего рассказать, кроме как о своем величии.
Известный коуч по писательскому мастерству Дафна Грей-Грант (Daphne Gray-Grant) дает несколько советов тем писателям, журналистам и копирайтерам, которые хотят найти и умело рассказать истории о своих компаниях (или об интересном социальном явлении).
Кстати, это не первый текст Дафны, переведенный для нашего блога — её дельные советы о том, как научиться писать быстрее, уже многие смогли оценить и даже (мы на это надеемся) применить на практике.
В своей работе я поощряю всех писателей — даже тех, которые пишут для больших корпораций — разбавлять свои работы интересными историями. Если вы твёрдо намерены это сделать, то вот вам несколько советов.
1. Найдите лучшие места для охоты за историями
Если вы по долгу службы общаетесь только с топ-менеджментом компании, то много историй вы не соберете. Вот самые лучшие, на мой взгляд, источники:
- контактный персонал (люди, которые общаются с клиентами напрямую — продавцы, операторы колл-центра и др.),
- сами потребители продукта и клиенты компании,
- работники компании на пенсии,
- поставщики и дружественные вам компании.
2. Знайте, что мастерство историй зависит не столько от умения писать, сколько от умения проводить интервью
Чтобы стать хорошим рассказчиком, первым делом нужно научиться добывать истории. Хорошие истории всё расскажут сами о себе, если вы просто найдете правильный источник и зададите правильные вопросы. Провалили миссию по сбору качественных историй? Вам не о чем будет рассказать.
3. Общайтесь с людьми, а не интервьюируйте их
Люди часто меня спрашивают, стоит ли нести на интервью листочек с вопросами. Я говорю, что стоит, но с одной оговоркой: не смотрите на листок, пока интервью не подойдет к концу.
Если вы будете общаться с источниками, ваши вопросы должны быть основаны на том, что вам сказали в беседе, а не на том, что там вы хотели спросить, когда еще даже не видели человека. Такой формат беседы выглядит более естественно и в большей степени располагает к вам собеседника. В конечном итоге с таким подходом вы соберете именно тот материал для рассказа, который искали.
4. Реагируйте
Во время беседы не будьте молчаливым слушателем или машиной по задаванию вопросов. Давайте человеку обратную связь на то, что он вам говорит.
Если вы услышали что-то удивительное, не стесняйтесь воскликнуть "Правда? Как интересно!", а если человек делится с вами каким-то тяжелым для него переживанием, выразите сочувствие ("Очень жаль, что так получилось. Как вы с этим справились?"). Будьте в беседе человеком, а не автоматом, и источник будет больше расположен к тому, чтобы рассказать настоящую историю.
5. Откажитесь от превосходной степени
Все вопросы, которые включают слова "лучший, худший, самый, тяжелейший" и всё в таком духе, для нормального человека будут очень стрессовыми и в лучшем случае заставят его надолго задуматься, а в худшем — впасть в настоящий ступор.
Конечно, для человека, который ищет историю, начать задавать такие вопросы — это страшное искушение, ведь мы надеемся, что так удастся найти в рассказе человека самое интересное. Плохие новости: для ваших источников такие вопросы кажутся очень сложными и пугающими, ведь фактически они должны прогнать через память всю свою жизнь и каким-то образом выбрать именно тот опыт, который может показаться "самым-самым".
Просить о конкретике не плохо. Но не обязательно спрашивать о самом-самом. Достаточно попросить человека просто привести одну запомнившуюся историю из своего опыта.
6. Просите рассказать о примерах и забавных историях
Вы ничего не получите, пока не попросите об этом. Не ждите, что интервьюируемый прочитает ваши мысли. Попросите человека привести пример, рассказать забавную или показательную историю, связанную с темой интервью.
Как-то раз я работала с одной писательницей, которая никак не могла собрать материал для своей новой бизнес-книги. Я продолжала ей советовать, что нужно включить больше историй в канву книги, и она каждый раз проваливала задание. Но в один день, когда мы обе уже опустили руки и были готовы смириться с судьбой, я спросила "Что, неужели ты не можешь найти ни одной истории, забавного случая или примера?". Она подняла на меня просветленные глаза и сказала "О, я же не знала, что вам нужны ПРИМЕРЫ!".
Проблема была исключительно в разной трактовке понятия "история". Не позволяйте недопониманию возникнуть в вашей беседе с источником. Постарайтесь по-разному объяснить, что вы именно хотите услышать от человека. Как минимум одно из этих объяснений поможет ему понять, что именно вы хотели бы услышать.
Оригинал: The Publication Coach
Комментариев нет:
Отправить комментарий