Сделать карьеру непросто, особенно если вы интроверт. Еще сложней, если вы интроверт с принципами. Вдвойне сложней — если работа вам не нравится, хотя все говорят, что она крутая. Все эти пункты однажды совпали в жизни художницы-иллюстратора под псевдонимом ThunderPuff и вылились в колонку "Career Tips for Anti-Socials And People Who Hate Bullshit" на Medium, в которой она без обиняков описала, почему корпоративный мир — не для всех.
Поскольку я не была рождена финансово независимой, большую часть моей жизни мне приходилось работать. Не потому, что мне нравится вкалывать на дядю, а потому что нет другого выбора. Я годами работала на разных работах, на которых не хотела, но была уверена, что должна хотеть. Или должна хотеть хотеть… Потому что в моем резюме они будут симпатично смотреться, и однажды я смогу наконец получить другую работу, которую тоже не очень-то хочу, зато там много платят.
Эта тенденция привела меня к тому, что я зря потратила кучу времени, убеждая себя в том, что на самом деле я его не трачу. Ну или не зря. Я отчаянно не хотела признавать, что на самом деле я кубик в корпоративном мире из круглых дыр.
А все потому (преимущественно), что я позволяла обществу вместо меня определять, что делает меня успешной:
- Закончить колледж (по уши в долгах) = успех.
- Устроиться на хорошо оплачиваемую работу (которая портит тебе жизнь) = успех.
- Встретить человека, который готов показываться с тобой на людях (потому что если ты одинок, люди начинают тебя жалеть) = успех.
- Натянуть узкие джинсы и не выглядеть при этом как гиппопотам (даже если по всем параметрам ты и есть самый настоящий гиппопотам) = успех.
Совет №1: Не позволяйте другим — особенно невидимым массам — решать, что такое успех лично для вас.
Так что представьте мой восторг, когда главный HR копании, в которую я пыталась устроиться, позвонил мне и произнес волшебные слова: "Вы нас так впечатлили, что мы решили объединить две позиции в одну и… нанять вас на обе!"
Да я богиня! И так началось наваждение.
Совет №2: Будьте бдительны, принимая предложение о работе с двумя и более супервайзерами. Представьте себе парочку, которая все время ругается и пытается втянуть вас в свой конфликт. Добро пожаловать на новую работу!
По шкале от 1 до 100 компания, которая меня наняла, по крутости тянула на все 80. И теперь я была полностью готова к неизбежным тупым вопросам из разряда: "Ну, так чем ты занимаешься?" Наконец, я могла ответить, не прибегая к моему привычному: "Отстаньте от меня, вы".
Первый день на новой работе
В 4 утра я вскочила с постели от душераздирающего завывания будильника, по мощности звука сопоставимого с запуском ракеты. Отреагировала я на это, как и каждое утро, в котором присутствует будильник, примерно так: "WHATTHEFU@$%!!" Встать в такую рань мне пришлось потому, что мой новый босс настоял, чтобы я летела в головной офис самолетом, хотя от него до моей двери всего три часа езды.
На посадку, полет и приземление я потратила каких-то 45 минут. А еще примерно 18 часов я провела в беготне вокруг моего чемодана, в очередях, проклиная свои каблуки, сидя на испачканных кофе (пожалуйста, пусть это был кофе, пожалуйста) сидениях автобусов-шаттлов, управляя арендованным автомобилем в утреннем трафике, рискуя попасть в аварию и умереть в муках. Ну и в попытках отыскать туалет.
Я уж начала было думать, что у моего работодателя проблемы с географией и, вероятно, физикой. У дверей офиса я представляла, как буду извергать из себя непотребщину вроде "Вы знаете, может, в следующем году, чтобы сэкономить время, мне лучше прицепиться ко дну фуры? Извините, я на ногах с четырех урчащих кофе. Где здесь туалет?"
Первая мысль, которая посетила меня при виде офисного лобби была о том, насколько сильно это помещение напоминает обедневший зал ожидания в чистилище: 100% электрического света, уродливые видавшие виды стулья и одинокое выгоревшее фото дуба на стене. Не уверена, что я ожидала увидеть, но в моих представлениях о "крутых" компаниях офисы были все-таки немного уютней туалетов в "Волмарте".
Женщина за конторкой смерила меня строгим взглядом, после чего пропустила по скучному коридору в большой конференц-зал, в котором уже сидели 15 других новичков. Мы покинули атмосферу волмартовских сортиров и попали в какую-то комнату паники с тошнотным зеленым ковром. Акцентом помещения было блюдо со свежей выпечкой, кофе и ассортиментом соков. Грызть пончик в комнате, заполненной людьми, я почему-то постеснялась (просто представив, как я потом буду два часа сидеть с перепачканными шоколадом ртом и удивляться, почему рядом со мной никто не садится), я просто взяла себе кофе.
Наконец, пришли тренеры и шоу началось. Почему шоу? Если вы ходили в школу, то, очевидно, посещали как минимум одно абсолютно бесполезное мероприятие, известное как "выступление группы поддержки". Я не хочу обидеть чирлидерш или игроков, но блин. Вы вытаскивали нас из классов (это ок), чтобы мы, сидя на задницах, смотрели, как Минда и Тони пытаются агрессивно (чуть ли не силком) заставить нас переживать за игру, результат которой никоим образом не отразится на наших жизнях. Это садизм.
Совет №3: Если вы удивлены тем, как много общего у старшей школы с вашей карьерой, значит, вы делаете что-то неправильно. Или правильно. Я, честно говоря, уже и не знаю.
Тренеры представились: Ларри, Кэти и Дэйл. Дэйл был лидером группы и самым неистовым энтузиастом из всех, кого я встречала. Он завел это утро, давая каждому пять с криком "Доооооооброе утро всем!". После чего плюхнулся в центре комнаты с выражением на лице, которое как-бы говорило: "Я просыпаюсь ни свет ни заря и пью кокаиновые смузи. Я ваш самый страшный кошмар".
Возможно, встреть я этого парня позже десяти утра, я бы не желала его смерти так сильно. Но уже повстречавшись этим утром с аэропортом и конторами по сдаче авто в аренду, я была способна воспринимать энтузиазм не иначе как крик о помощи. Кроме того, Дэйл был так погружен в пропаганду компании, что я всерьез забеспокоилась о его душевном здоровье. А вдруг он начнет, как те чирлидерши, орать: "Вы все унылое г..!", если мы не сможем соответствовать этому неистовому корпоративному энтузиазму?
А еще я сообразила, что ни один из тренеров не старше 25. Поскольку сама я готовилась вот-вот разменять четвертый десяток, меня не покидало чувство, что все в этой комнате воспринимают меня как доисторическое 30-летнее чудовище. Это вызвало еще больше сомнений относительно выбранной мною одежды. Все остальные были в комфортных футболках и джинсах, но не я. Я сидела в единственном собранном за мою жизнь наборе "business-fucking-casual". Будь я супер-героем, моими противниками были бы брюки, блузы, каблуки или балетки. Я ненавижу весь этот лоск.
И сейчас я сидела тут как напыщенный мудак. Мне хотелось вскочить и заорать: "Я не такая! Я не напыщенный мудак! Я больше всего на свете люблю носить шорты и футболку с надписью "New York City Marathon 1980", которую купила в Гудвилле, чтобы выглядеть задирой в забеге и это было смешно только мне. Я люблю дурачиться, черт побери!"
Совет №4: Пожалуйста, подпишите мою петицию по легализации спортивных штанов в качестве дресс-кода для компаний.
Вскоре я осознала, что абсолютно все в этой комнате — экстраверты (они классные, я замужем за таким, единственное — им реально нужна кнопка "Выкл."). И это было логично, поскольку моя работа предполагала, что я, будучи под крылышком у HR, буду доносить всю полученную здесь информацию до других сотрудников. Будьте прокляты мои оскароносные навыки актерского мастерства, благодаря которым рекрутеры поверили, что я экстроверт!
Совет №5: Ради себя самих, будьте честны. А для начала прочитайте описание будущих обязанностей. Внимательно.
А сейчас отбросим лирику и вычленим самые запомнившиеся вещи с той встречи.
Дэйл был одет в темно-синий свитер и мешковатые джинсы. Каждый раз, когда он поднимал руки вверх, его свитер подскакивал над линией джинсов и обнажал пышные формы. Я очень старалась внимательно слушать, что он говорит, но его жадный до внимания живот приковывал взгляд своим диковинным танцем. Если не все его нервные окончания были мертвы, он должен был это ощущать, но его явно ничего не беспокоило. Может это была какая-то новомодная менеджерская тактика, понять которую я не способна.
Суть в том, что я запомнила очень немногое из того, что говорил этот человек, потому что все это время воображала себе HR-собрание, на котором разрабатывали специальный дресс-код для Дэйла: "Запретить свитера, которые обнажают лишнее на боках каждый раз, когда Дэйл поднимает руки!"
Совет №6: Не сушите шерстяные изделия в сушке. Стирайте шерсть отдельно от всего.
День второй
Все то же самое, только с бэйглами.
День третий
Я отпросилась. Мне было нехорошо.
Я не тот человек, которого можно назвать душой компании. Я вообще избегаю компаний. Я отталкиваю от себя людей. Эй, помните этот фильм? — Я нет. Всем нравится новый ресторан? — Я не пойду. Все, кто занимается йогой и увлекается ЗОЖ, может дотянутся до пальцев ног, не зацепив колени? — Да, окей, пфф. Не уверена, откуда во мне это упрямство, но оно непоколебимо.
Так что когда Дэйл начал изрыгать ценности компании, я почувствовала себя неловко. "Эта компания меняет мир!", "Наш СЕО заботится о вас!", "Деньги? Что это такое? Мы просто хотим распространить любовь и радость по Земле и… доминировать на каждом клочке этой планеты!" Поменять пару слов и эта риторика зазвучит очень похоже на предвыборную программу диктатора.
Часть меня стремилась в это поверить, чтобы не быть идиотом, который устроился на вроде бы хорошую работу и через 72 часа об этом пожалел. Но куда более сильная и доминирующая часть меня очень сильно возмущалась.
Совет №7: Вопрос "Будет ли там вранье?" не стоит. Стоит вопрос: "Сколько вранья ты можешь проглотить?"
Наконец, на третий день тренинга нас выпустили в большой дикий мир. Мои коллеги хотели пойти в закусочную, но я была вымотана и преисполнена сомнений. По собственной непредусмотрительности я, вероятно, пропустила много важных моментов, поглощенная созерцанием подскакивающего свитера Дэйла, но я поехала назад в отель, улеглась на дешевый диван и смотрела "Порок на экспорт" за $18. Довольно угрюмый фильм, как итог всей моей поездки.
Пока я сидела за столом в комнате, сгорбившись над коробкой лапши, в моем сердце поселилась грусть. Все просто: чтобы эффективно выполнять свою новую работу, я должна искренне верить в корпоративные ценности и стать евангелистом. Беда в том, что я не верю. Но пообещала поверить или хотя бы притвориться. А притворство очень похоже на ложь.
Как и раньше, я пыталась убедить себя в том, что должна найти свой путь по корпоративной лестнице. Но итог всегда был одинаков. Я не могла делать это "за деньги" или потому что "все так делают". По крайней мере, если я не хочу возненавидеть себя на следующее утро.
Каждый должен брать на себя ответственность: если ты не хочешь загребать дерьмо, чтобы жить, то, вероятно, стоит перестать претендовать на должности "загребальщика дерьма". Иначе однажды ты просто утратишь способность унюхивать собственное дерьмо, и люди не захотят с тобой общаться, потому что от тебя несет.
Я не говорю, что весь рынок труда — дерьмо и на нем есть вакансии только для загребальщиков. Решайте сами, когда это так, а когда нет. Или учитесь на психотерапевтов. Мне почему-то кажется, что в них сегодня есть большая нужда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий